Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Новое образование » Коррекционная направленность педагогической работы по формированию грамматического строя речи у детей с трудностями в обучении » Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Страница 5

В спонтанной речи осознается лишь поставленная цель, задача высказывания и наиболее общий смысл, но не те средства, которые при этом используются. При составлении предложений с заданным словом это слово становится актуально сознаваемым, превращается из средства в цель деятельности.

Исследования психологов С.Н.Карповой и С.М.Хорош показали, что дошкольники с трудностями в обучении отстают в формировании способности осознавать речевую действительность как что-то отличное от предметного мира При выполнении заданий на переименование предмета (задача Л. С. Выготского) эти дети отождествляют предмет и его качества с именем предмета. Они полагают, что переименование предмета ведет за собой изменение его качеств.

Поскольку оперирование словом теснейшим образом связано с отвлечением его от предмета, то при составлении предложений с заданным словом (особенно с абстрактным прилагательным), конструирование их из наборов слов результаты детей с трудностями в обучении значительно отличаются от результатов нормально развивающихся.

Дети с трудностями в обучении даже с конкретными существительными составляют простые нераспространенные или мало распространенные предложения ("Дом стоит"). С абстрактными существительными они отказываются составлять предложения или придумывают их с нарушенным смыслом ("Доброта гуляет").

Составляя предложения с прилагательными, дети всех групп допускали различные ошибки. Анализ характера из распространенности дал возможности расположить эти ошибки в определенном порядке по относительной степени тяжести и тем самым выделить условные уровни выполнения задания. К первому уровню были отнесены ответы, в которых на заданное прилагательное давался ответ другим словом ("сахарный пирог", "холодный стул"). Второй уровень охватывает ответы, в которых при составлении предложения прилагательное переосмысливается в существительное (со словом "добрый" " Добрый гуляет"). Третий уровень при составлении предложения прилагательное преобразовывается в существительное (со словом "сахарный" - "Мальчик ест сахар"; со словом "зимний" - "Зимой играют дети"). К четвертому уровню относились составленные с заданным прилагательным двухсловные словосочетания и предложения (" синее небо", " Мальчик - умный"). Высший, пятый уровень, составили грамматически верно оформленные предложения с заданным прилагательным.

Анализ предложений, составленных детьми с трудностями в обучении, позволяет выделить некоторые их особенности. Прежде всего, во многих предложениях порядок слов (" У нас дома холодная есть вода"). В большинстве предложений прилагательное выступает не в роли определения, а в роли сказуемого. Структура такого предложения: подлежащее и составное именное сказуемое ("Мяч есть синий").

Среди ответов детей с трудностями в обучении значительную часть составляют так называемые стереотипные словосочетания ("Круглый мяч", "Детский сад"), есть много неадекватных словосочетаний ("Короткий дом", "Деревянный лес"). У этих детей часто встречаются словосочетания, в которых заданные относительное или притяжательное прилагательные преобразовываются в существительные и к ним присоединяются эти прилагательные в качестве определения ("Деревянное дерево", "Медвежий медведь"). Ответов, в которых заданное прилагательное преобразовывается в существительное, у детей с трудностями в обучении немного (со словом "медвежий" "Медведь спит в берлоге"), со словом "снежный"-" На улице снег".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Формы организации обучения старших дошкольников
Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. Понятие «форма организации обучения», или, как еще говорят, организационная форма обучения, имеет иной смысл. Слово «forma» в переводе с латинского означает н ...

Требования к организации любого вида развивающей деятельности
Выделим ряд принципиальных требований, которые предопределяют технологию организации любого вида развивающей деятельности. Прежде всего при организации такой деятельности следует исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных ...

Результаты и выводы экспериментального исследования
Таким образом, исследование взаимодействия в игровых формах коллективного (группового) обучения старших дошкольников позволило обнаружить повторяющиеся факты, свидетельствующие о закрытости мира ребенка миру взрослого, что говорит об отсутствии в широкой педагогической практике личностно - ориентир ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru