Формы организации обучения старших дошкольников

Новое образование » Игровые формы коллективного обучения старших дошкольников » Формы организации обучения старших дошкольников

Страница 1

Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.

Понятие «форма организации обучения», или, как еще говорят, организационная форма обучения, имеет иной смысл. Слово «forma» в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание. Таким образом, форма в обучении обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса.

В развитие понятия «форма организации обучения» своими работами внес определенный вклад А. Н. Звягин. Им было обосновано различие между понятиями «форма организации учебных занятий» и «форма организации учебной работы». К вилам последней были отнесены общегрупповые, бригадные и индивидуальные работы. Причем поскольку процесс обучения является одним из аспектов деятельности, то отсюда следует, что «организация учебных занятий включает в себя организацию учебной работы в качестве одного из своих компонентов».

При выделении отдельных форм организации обучения за основу автором берется тот или иной признак, который и определяет подход к классификации форм. Им рассматриваются три группы форм организации обучения. В качестве критериев выступают число участвующих (один из внешних признаков учебного занятия по А. Н. Звягину - «состав учащихся в обучении»), основная дидактическая цель (внутренний признак). А также выделяется третья Parma форм организации обучения в зависимости от комплекса признаков, в которую входят «конкретные организационные формы обучения» (по И.Х Журавлеву). Первая группа форм включает в себя коллективную (имеет место участие всего класса или группы классов), групповую (участвуют бригады и звенья) и индивидуальную (участвует один ученик и учитель) формы организации обучения. Достоинством данной концепции, с нашей точки зрения, является то, что явно указываются критерии для различения отдельных систем форм организации обучения. В частности, для различения группового, индивидуального и коллективного вида обучения берется за критерий количество участвующих в обучении.

Педагог М. Д. Виноградова используя термин «вид организации занятий», также выделяют три вида: общеклассное (фронтальное), групповое и индивидуальное занятие. В этом подходе фронтальным занятием называется такое занятие, при котором все учащиеся класса выполняют одну и ту же работу, при групповом занятии отдельные группы учащихся могут выполнять различные задания, при индивидуальных же занятиях учащиеся самостоятельно выполняют работу.

Эстонский преподаватель Х. И. Лейметс, уделявший в своих исследованиях большое внимание использованию групповой работы на уроках. критерием для классификации форм учебной работы берет характер взаимодействия между учителем и учащимися; а также между самими учащимися, что представляется нам наиболее правильным. Исходя из этого критерия, выделяются три формы учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. Кроме того, сначала Х. Й. Лейметс выделял в качестве отдельной формы еще и дифференцированную групповую работу, но позже она рассматривается им уже как отдельный вид групповой работы, что представляется нам более правильным с теоретической точки зрения.

При фронтальной работе воздействие педагога носит более или менее равномерный характер, осуществляется на весь класс, а взаимодействие между учащимися ограничено и возможно только с позволения и по инициативе учителя. При индивидуальной работе контакты между учащимися вовсе не предусмотрены. При групповой работе учащиеся разделены на отдельные группы, постоянного прямого контакта с учителем во время работы в группе нет, он осуществляется только при необходимости. Для нее характерно также тесное сотрудничество между членами группы. Если группами выполняются одинаковые задания, то осуществляется единая групповая работа, если же задания разных групп существенно различаются, то говорят о дифференцированной групповой работе.

По мнению данного автора, «существует достаточно оснований для выделения еще одной формы обучения - коллективной, которая является, по сути фронтальной, но следует за групповой» работой, когда группы учащихся рассказывают всему классу о своих результатах. Тогда, в отличие от обычной фронтальной работы изменяется характер взаимодействия между учащимися в классе: значительно увеличивается возможность непосредственного контакта между учащимися, большую роль начинает играть взаимооценивание и взаимоконтроль.

Еще одним достаточно обоснованным подходом к трактовке формы обучения в современной педагогике является подход И. М. Чередов. Рассматривая форму обучения как конструкцию отрезка процесса обучения со своими целями, этапами, методами.

А.Г. Цукерман подразделяет их на общие и конкретные. И далее для конкретных форм используется термин «форма организации обучения», а для общих - «форма учебной работы». Первые определяются как «конструкции отдельных звеньев процесса обучения или их совокупности».

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Значение ранней диагностики нарушения чтения в общеобразовательной школе
Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не ...

Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогических исследованиях
Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить И.А. Погодина, Н.М. Попову, В.М. Зубкову, Г.М. Сапожникову, Б.А. Кугана, Р.Перрона, А. М. Прихожан. Понятие «социальная адаптация» трактуется учеными неоднозн ...

Роль научного руководителя в организации научно-исследовательской работы студентов
Большую роль в организации НИРС играет руководитель. Иногда даже небольших изменений, которые он вносит в организацию труда, оказывается достаточно, чтобы при тех же людских и материальных ресурсов улучшить научные показатели. Руководитель должен быть, во-первых, талантливым ученым, создающим идеи, ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru