Теоретические и методологические корни оценки лежат в науке аксиологии (теории ценностей). Оставляя за рамками данной работы методологический анализ оценочного подхода остановимся на методической схеме рейтинговой оценки.
Она базируется на содержании процесса оценивания, и ее основными элементами в частном случае являются:
-субъект оценивания;
-объект (точнее объекты) оценивания – административно-территориальные единицы (совокупность ВУЗов муниципального образования и др.);
-процедуры оценивания – действия, которые необходимо произвести;
-ранжированный и сгруппированный для целей селективной поддержки (перечень ВУЗов).
Содержание оценивания составляет сопоставление оцениваемого объекта с его идеализированным образом (образцом, эталоном, стандартом, нормой). И в этом определении заключены суть и структура оценки. Суть раскрывается через такие неотъемлемые признаки, как
1) субъект со своей задачей;
2) объект с конкретными свойствами-характеристиками;
3) предмет оценивания – связь между субъектом и объектом;
4) «базисный» объект с идеальными свойствами-характеристиками;
5) главное действие – сравнение. Структура – через последовательные действия, отражающие логику процесса оценивания.
Признаки и структура оценки взаимосвязаны, что становится очевидным при характеристике следующих оценочных процедур.
Субъект, решая определенную задачу, задает ценностную ориентацию, критерий оценки. В данном случае оценивается социально-экономическая ситуация или, иначе говоря, диагностируется состояние ВУЗов. Могут быть и другие задачи, например, «инвестиционная привлекательность», «дискомфортность северных условий». Определение критерия ориентирует на сфокусированный отбор оцениваемых позиций и характеризующих их показателей.
Характеристика состояния ВУЗа с помощью индикаторов (нормированных показателей) – индикация или индикативный анализ. Ее квалифицированное выполнение требует тщательной разработки набора индикаторов.
Оптимальный перечень индикаторов должен быть:
-ограниченным по количеству показателей;
-релевантным – ориентированным на отражение определенных, точно соответствующих задаче, позиций социально-экономического состояния ВУЗов;
-репрезентативным – способным отражать их полно и адекватно как в пространстве (с учетом объективных географических условий ВУЗов, так и во времени (т.е. фиксировать не только моментный срез с использованием статических индикаторов, но и динамику ситуации с помощью индексов);
-методически корректным – со значениями индикаторов, упорядоченными по одному вектору (например, «чем больше – тем лучше», но с учетом смысла индикаторов по качеству образования, стимулированию успеваемости и т.п.) или с алгоритмами, способными учесть подобную смысловую аномалию;
-структурно выдержанным – без сильных диспропорций в количестве и качестве индикаторов по выбранным позициям, что может быть достигнуто с помощью агрегирования (формирования сводных индикаторов, например по образовательной инфраструктуре).
Анализ системы
управления МОУ «НОШ №6»
Управление учебно-воспитательным процессом в Школе в основном осуществляется с помощью программно-целевого метода на основе Программы развития образовательного учреждения, а также через реализацию годового плана работы. Управление Школой осуществляет директор с привлечением руководителей методическ ...
Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика — это своеобразная форма обучения, развившаяся в Германии. В 1919 г. рабочие табачной фабрики Вальдорф Астория (отсюда и название) в Штутгарте вместе с директором фабрики предложили немецкому ученому Рудольфу Штейнеру (1861-1925) создать школу для их детей. Р. Штейнер, после ...
Стратегические цели и задачи развития системы образования
Тверской области
Миссия образования – создание условий для проявления потенциала личности через развитие образовательной среды, обеспечивающей подготовку человека к успешной общественной и профессиональной деятельности ради: сохранения и укрепления здоровья каждого человека, сохранения и развития духовных и культур ...