Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Новое образование » Коррекционная направленность педагогической работы по формированию грамматического строя речи у детей с трудностями в обучении » Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Страница 2

Особенности употребления прилагательных при описании предметов на основе восприятия

У детей с трудностями при использовании прилагательных наиболее часто определяется цвет (основные цвета), затем величина и форма предметов, довольно редко употребляются оценочные прилагательные. Материал, из которого изготовлен предмет, в основном не выделяется.

Особенности употребления прилагательных при описании изображений предметов. Среди прилагательных, названных детьми с трудностями в обучении, наибольшее число составили те, которые обозначают цвета и оттенки (шесть видов). На втором месте были прилагательные, обозначающие величину и форму предметов (пять видов). Причем эти слова часто употреблялись в широком, недифференцированном значении (например, "большой" вместо " высокий", "толстый, "длинный"). Дети с трудностями в обучении использовали также прилагательные оценки (восемь видов). При описании изображений предметов они предпочитают обозначать материал не прилагательным, а существительным с предлогом ("шапка из материала").

Особенности употребления прилагательных при описании предметов по представлению

Эти особенности обусловлены тем, что представление о предмете носят более обобщенный характер, чем его изображение, вызывают более обширные связи.

Описания по представлению у детей с трудностями в обучении отличаются от описаний на основе восприятия не только большим числом употребленных, но и большим их разнообразием. Используются прилагательные, обозначающие цвет (шесть видов), материал (два вида), и прилагательные оценки (девять видов). Однако почти не встречаются прилагательные, обозначающие форму предметов.

Имеются некоторые существенные различия в описаниях по представлению у детей с трудностями в обучении и у их нормально развивающихся сверстников. Дети всех групп при описании по представлению называют меньше прилагательных, обозначающих форму предмета. Эта особенность у детей с трудностями в обучении выражена гораздо ярче, чем у нормально развивающихся. У них прилагательные встречаются крайне редко.

Нормально развивающиеся дети в описаниях по представлению часто перечисляют сразу несколько признаков предметов (" ручка белая, а бывает и разноцветная", "собаки бывают разные: большие и маленькие"). У детей с трудностями в обучении такие высказывания не встречаются, хотя отмечается перечисление качеств, присущих ряду подобных предметов. Однако при этом все признаки и качества как бы приписываются одному предмету (" ручка большая, маленькая", " платье красное, синее, белое, желтое"). Таким образом, у нормально развивающихся ребят представления носят более обобщенный характер, чем у детей с трудностями в обучении. Обобщенный характер представлений они уже научились достаточно выражать в соответствующей речевой форме. Дети с трудностями в обучении, даже имеющие некоторый обобщенный образ группы предметов, не могут верно описать свои представления.

Дети с трудностями в обучении почти не привлекают свой сенсорный опыт к описанию воспринимаемого. Если же и используют его, то без связи с воспринимаемым в данный момент.

Прилагательные, которые дети используют при выполнении заданий на описание, можно распределить наследующие группы:

- Прилагательные, обозначающие цвет, они наиболее многочисленны по употреблению у всех детей. Их относительно большое место в словаре дошкольников объясняется тем, что цвет легко выделяется как признак предмета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Методика разработки концепции воспитательной системы
Модель воспитательной системы образовательного учреждения - это описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, учащиеся и их родители [24]. Этапы создания модели воспитательной системы: 1) Разработка исходной концепции; 2) Создание образа школы, в рамках которой будет строится сис ...

Решение проблемы самостоятельности в педагогической литературе
В дидактических и методических работах нет единого, общепринятого определения самостоятельной работы. Учеными по-разному трактуется сущность самостоятельной работы, ее структура и роль педагога в организации этой работы. Разные авторы выделяют в качестве главных те или иные признаки и структурные з ...

Подход к мышлению и пониманию в рамках проекта «Индивидуальный прогресс»
интеллект мышление психометрический Согласно проекту намечаемая система диагностики индивидуального прогресса (ИП) школьников должна преодолеть статичность и эгоцентризм форм диагностики в образовании и ассимилировать те новые тенденции в этой области, которые внес компетентностный подход. Предвари ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru