Особенности употребления прилагательных при описании предметов на основе восприятия
У детей с трудностями при использовании прилагательных наиболее часто определяется цвет (основные цвета), затем величина и форма предметов, довольно редко употребляются оценочные прилагательные. Материал, из которого изготовлен предмет, в основном не выделяется.
Особенности употребления прилагательных при описании изображений предметов. Среди прилагательных, названных детьми с трудностями в обучении, наибольшее число составили те, которые обозначают цвета и оттенки (шесть видов). На втором месте были прилагательные, обозначающие величину и форму предметов (пять видов). Причем эти слова часто употреблялись в широком, недифференцированном значении (например, "большой" вместо " высокий", "толстый, "длинный"). Дети с трудностями в обучении использовали также прилагательные оценки (восемь видов). При описании изображений предметов они предпочитают обозначать материал не прилагательным, а существительным с предлогом ("шапка из материала").
Особенности употребления прилагательных при описании предметов по представлению
Эти особенности обусловлены тем, что представление о предмете носят более обобщенный характер, чем его изображение, вызывают более обширные связи.
Описания по представлению у детей с трудностями в обучении отличаются от описаний на основе восприятия не только большим числом употребленных, но и большим их разнообразием. Используются прилагательные, обозначающие цвет (шесть видов), материал (два вида), и прилагательные оценки (девять видов). Однако почти не встречаются прилагательные, обозначающие форму предметов.
Имеются некоторые существенные различия в описаниях по представлению у детей с трудностями в обучении и у их нормально развивающихся сверстников. Дети всех групп при описании по представлению называют меньше прилагательных, обозначающих форму предмета. Эта особенность у детей с трудностями в обучении выражена гораздо ярче, чем у нормально развивающихся. У них прилагательные встречаются крайне редко.
Нормально развивающиеся дети в описаниях по представлению часто перечисляют сразу несколько признаков предметов (" ручка белая, а бывает и разноцветная", "собаки бывают разные: большие и маленькие"). У детей с трудностями в обучении такие высказывания не встречаются, хотя отмечается перечисление качеств, присущих ряду подобных предметов. Однако при этом все признаки и качества как бы приписываются одному предмету (" ручка большая, маленькая", " платье красное, синее, белое, желтое"). Таким образом, у нормально развивающихся ребят представления носят более обобщенный характер, чем у детей с трудностями в обучении. Обобщенный характер представлений они уже научились достаточно выражать в соответствующей речевой форме. Дети с трудностями в обучении, даже имеющие некоторый обобщенный образ группы предметов, не могут верно описать свои представления.
Дети с трудностями в обучении почти не привлекают свой сенсорный опыт к описанию воспринимаемого. Если же и используют его, то без связи с воспринимаемым в данный момент.
Прилагательные, которые дети используют при выполнении заданий на описание, можно распределить наследующие группы:
- Прилагательные, обозначающие цвет, они наиболее многочисленны по употреблению у всех детей. Их относительно большое место в словаре дошкольников объясняется тем, что цвет легко выделяется как признак предмета.
Изучение условий эффективного взаимодействия ДОУ с родителями
Опытно-экспериментальная работа проводилась с июня 2007 года по апрель 2008 года. Местом для организации эксперимента явилось МДОУ, детский сад №8 «Светлячок». В эксперименте приняли участие двадцать семь родителей (в возрасте, в основном, старше тридцати лет) средней и старшей групп детского сада ...
Несобственные тройные интегралы
В случаях, когда область интегрирования простирается в бесконечность или подинтегральная функция перестает быть ограниченной вблизи особых точек, линий или поверхностей, несобственный тройной интеграл получается помощью дополнительного предельного перехода, исходя из собственного интеграла. Несобст ...
Сравнительная характеристика мышления и речи детей с
нормальным речевым развитием и с ЗПР
Дети с нормальным развитием на 70% показали высокий уровень сформированности мыслительных процессов и речи. Незначительные трудности возникли при решении «Аналитических задач» и составлении пересказа текста «Утята». Видимо, это связано с тем, что детям 6-7 летнего возраста сложно воспринимать и уде ...