У детей с трудностями в обучении отмечается большая распространенность нарушений речи (Ю.Г.Демьянов, В.А.Ковшиков, Е.В.Мальцева, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Н.Ю. Борякова и др).
Этнопатогенетические факторы нарушений речи у детей с трудностями в обучении полиморфны, однако, прежде всего, связаны с особенностями психомоторного развития этих детей.
Распространенность и общая характеристика нарушений речи у детей с трудностями в обучении.
У детей с трудностями в обучении отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи. Так в исследованиях В.А. Ковшикова и Ю.Г. Демьянова из 40 детей с ЗПР 7-9 лет у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи. Zlab (цит. по З.Тржесоглава) среди детей с минимальной мозговой дисфункцией обнаруживает 52% детей с дефектами речи. Gwerder отмечает, что нарушения речи чаще отмечаются у мальчиков (44,5%),чем у девочек (28,3%).
Характерным признаком клинической картины большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи.
У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.
Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. (3. Тржесоглава).
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевой инактивности (Н.Ю. Борякова, Г.И. Жаренкова, А.Д. Кошелева, Е.В. Мальцева, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др.)
С учетом появления нарушений речи Е.В. Мальцева выделяет три группы детей с ЗПР.
Первая группа
(24,7%) дети с изолированным фонетическим дефектом. Проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков.
Вторая группа
(52,6%)дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются чаще всего в заменах фонетически близких звуков. Также наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.
Недостаточное развитие фонематических процессов у этих детей отражается в письменной речи, обуславливает нарушения чтения и письма. В письменных работах этих детей отмечается большое количество ошибок: замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, неправильное оформление предложения.
Третья группа
(22,5%) дети с системным недоразвитием всех сторон речи, кроме фонетико-фонематических нарушений. У этих детей наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недиффенцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, грамматизмы. Нарушения устной речи отражаются на письме.
Таким образом, особенности речи у этой группы детей характеризуются нарушением речи как системы. Симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с трудностями в обучении являются не однородными.
Нарушения звукопроизношения у детей с трудностями в обучении
Нарушения звукопроизношения у детей с трудностями в обучении встречаются гораздо чаще, чем у детей без нарушенного развития.
В речи детей с трудностями в обучении, как и у учеников массовой школы, чаще всего нарушаются артикулярно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные Р, Рь, Л, Ль.
В картине нарушений звукопроизношений большое место занимают смешения звуков (32,% по данным Е.В. Мальцевой). Наиболее распространенными оказались смешения свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ), а также сонорных Р-Л.
У 23 % детей с трудностями в обучении выявлено искаженное произношение звуков, преимущественно беззубное произношения шипящих, а также увулярное и велярное произношение звука Р. У 9,8% учеников с ЗПР обнаружились стойкие замены одного звука другим звуком (Р-Л, Л-Ль, Л-В, Ш-С, Ж-3). Наблюдалось и отсутствие звуков (9,8 %), в частности, сонорного Р.
Особенности лексики у детей с трудностями в обучении
Развитие лексики в онтогенезе осуществляется в направлении расширения объема словаря и уточнения значений слов. В процессе развития ребенка обогащается его словарь, значение слова развивается, меняет свою структуру. (А.Р. Лурия, Язык и сознание. М. 1979., с. 51).
У детей с трудностями в обучении отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. По данным Е.В. Мальцевой, грубое недоразвитие лексики имеет место у 8,8% младших школьников, что составляет 22,5% от количества детей с трудностями в обучении, имеющих дефекты речи. Основной характерной чертой словаря детей с трудностями в обучении является его бедность и неточность (С.Г. Шевченко, Е.В. Мальцева, 3. Тражесоглава).
Условия ознакомления младших школьников с элементами графической
грамотности
Процесс ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности школьника. Как отмечала И.Н. Садовникова, для формирования графической грамотности необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к ознакомлению элементов г ...
Реализация условий ознакомления младших школьников с элементами графической
грамотности
В формирующем эксперименте мы провели работу по ознакомлению младших школьников с элементами графической грамотности. Для этого мы провели серию занятий с использованием специально подобранных упражнений, направленных на формирование и развитие графических умений и навыков письма у младших школьник ...
Примеры и правила игр для дошкольников
«Верба – вербочка» (Игры на вербное воскресенье) Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют. Верба, верба, ...