В качестве заключения считаю необходимым обратиться к вопросам выработки у ребенка нравственных воззрений. В связи с возрастающей ролью географических исследований в решении практических задач, связанных с социальной и территориальной организацией общества, а также с экологическими проблемами, все большее количество учителей стремится привлечь учащихся к изучению вопросов, включающих оценочные аспекты. Ознакомление с ними подрастающего поколения может приобрести воспитательное значение при условии творческого подхода к их рассмотрению как на классных, так и внеклассных занятиях.
Важно при этом, чтобы учителя понимали, что дети разных возрастных групп имеют различные нравственные воззрения. Пиаже пытался выяснить, каким образом у детей формируются взгляды на их обязанности и на то, как нужно поступать в тех или иных обстоятельствах. Каким образом они начинают отличать хорошее от плохого, правильное от неправильного, справедливое от несправедливого? Ему не удалось обнаружить какую-либо четкую последовательность стадий в формировании такого рода взглядов, но он высказал предположение о том, что существуют два важнейших возрастных порога в развитии нравственных воззрений — один из них совпадает с интуитивной стадией, второй, как правило, с конкретно операциональной стадией (10—12-летние дети).
На интуитивной стадии в центре внимания находится наблюдаемая последовательность событий, и дети склонны подчиняться навязываемым им нормам поведения, внешним авторитетам. Для них результат действия важнее его мотива. В конце конкретно операциональной стадии они уже склонны принимать нормы поведения в отношении конкретных ситуаций на основе взаимного согласия. Здесь уже возникает способность учитывать мотивы поступков и их последствия. Отсюда вытекает, что при обучении географии, когда перед учащимися ставятся вопросы, затрагивающие морально-оценочные аспекты, нужно уделять должное внимание и стадиям нравственного развития. Сейчас многие учителя стремятся активизировать учащихся в осознании своих собственных оценок и мнений, используя географический материал. Можно получить большой выигрыш, если поднимать вопросы, жизненно важные для самих учащихся, и затем стараться формировать понимание потребностей других людей. Но и этого нужно достигать путем следования от частного к общему, по крайней мере па начальной стадии обучения. Эффективным средством нравственного воспитания может стать ролевая игра, так как она позволяет учителю создать условия, при которых учащийся получает возможность понять ту или иную точку зрения, предусмотренную ролью.
Необходимость и
сущность рейтинговых оценок
Объективные различия российских ВУЗов по уровню развития и качеству образования, обусловленные географической основой, геоположением, экономическими и историческими особенностями, за период реформирования усилились до степени контрастных. В связи с этим смягчение межрегиональных контрастов, подтяги ...
Основные направления и содержания коррекционно-развивающей
работы с детьми с ЗПР
Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране включает в себя: 1. Создание различных моделей специальных образовательных учреждений для детей данной категории: дошкольных образовательных учреждений (групп) компенсирующего вида, специальных школ и школ – интернатов для детей с ЗПР, классов к ...
Общие сведения о науке
"Наука" - сложное и многогранное понятие, существует множество ее определений. Воспользуемся определением М.Ф. Трифоновой (1993): "Наука - это исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся на основе общественной практики система знаний о природе, обществе и мышлении, об объектив ...