Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Новое образование » Коррекционная направленность педагогической работы по формированию грамматического строя речи у детей с трудностями в обучении » Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Страница 6

Значительное число ответов у этой категории детей составили предложения, в которых прилагательные употребляются в несвойственной им роли подлежащего, то есть, переосмысливаются в существительное. Например, "Круглый покупает", "Сладкий вкусный", "Книжный читает".

У детей с трудностями в обучении словообразовательные процессы находятся еще в стадии становления. Поэтому с возникшими трудностями они в основном справляются при помощи переосмысливания прилагательных {не "Читает книгу", а "Книжный читает").

Много ответов относящихся к самому низкому, первому уровню, встречается у этих детей. Подобные ответы напоминают ассоциации, в которых на стимул-прилагательное возникает реакция-существительное или прилагательное. Например "Длинный червяк". Безусловно, выполнять задание таким образом легче, чем составлять предложение. Этот способ ответа считается лишь предпосылкой умения построить предложение.

К школе у детей с трудностями в обучении намечается определенная положительная динамика в выполнении этого задания. Появляется значительное число правильно составленных предложений. Однако среди предложений, составленных детьми этой категории, много таких, в которых нарушен порядок слов, определение не согласовано с определяемым словом и др. ("Мальчик учился в школе умный", " Каждый слушается мальчик мамы"). Увеличивается число ответов-словосочетаний. Намного меньше становится предложений с преобразованным или переосмысленным прилагательным.

При формировании синтагматических и парадигматических (понятийных) связей слов наблюдается разная динамика их развития. Парадигматические связи развиваются медленнее у детей с трудностями в обучении. Так, в начале старшего дошкольного возраста они не понимают того добавочного значения, которое вносят в предложения даже простые качественные прилагательные. Часто переосмысливают их в существительные.

Формирование умения сочетать слова в предложении происходит главным образом в результате речевой практики ребенка (это касается простых синтагматических связей), а овладение понятийными и сложными синтагматическими связями при развитии познавательной деятельности. Поэтому необходимо сочетать коррекцию познавательной деятельности этих детей с созданием условий для их речевого общения.

Дети с трудностями в обучении затрудняются как в сочетании слов в предложении, так и в осознании значения, которое вносит во фразу каждое слово. Поэтому часто опускают прилагательные, смысл которых понимают с трудом; в наборах используют только те слова, которые многократно слышали в речи окружающих.

Описанное позволяет сделать следующие выводы:

- для детей с трудностями в обучении характерны значительные трудности в произвольном оперировании словами (даже с относительно простыми значениями);

- особую трудность для таких детей представляют существительные с абстрактными значениями и относительные прилагательные. Она проявляется в переосмысливании этих слов в более конкретные, придумывании с ними бессмысленных словосочетаний;

- при конструировании предложений из наборов слов детям с трудностями в обучении трудно устанавливать как парадигматические, так синтагматические связи слов. Нормально развивающиеся в основном затрудняются в установлении синтагматических связей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Понятие письма и письменной речи
Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь ...

Особенности коммуникативной сферы детей среднего школьного возраста
Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами – источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростко ...

Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского
В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, прин­ципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственно­го совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во мно­гих произведе ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru