Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Новое образование » Коррекционная направленность педагогической работы по формированию грамматического строя речи у детей с трудностями в обучении » Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Страница 1

Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение, первоначально на практическом, неосознанном уровне, морфем и соотнесении их с лексическим или грамматическим значением. На основании этого и возникают языковые обобщения: морфологические и синтаксические.

Исследования грамматического строя речи у детей с трудностями в обучении (Н.Ю. Борякова, Г.Н, Рахманова, Е.С. Слепович, Е. Ф. Соботович, Н.А. Симонова, Л.В. Яссман) выявило у большого количества старших дошкольников и школьников младших классов значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

Особенности словоизменения у детей с трудностями в обучении

У многих детей с трудностями в обучении младшего школьного и особенно дошкольного возраста наблюдается смешение падежных форм, (Е.Ф Соботович, Е.В. Мальцева, Г.М. Рахманова, Н.Ю. Борякова). Так, дети часто смешивают окончания винительного, родительного и предложного падежей. Неправильные падежные окончания во многих случаях обусловлены неусвоением категории одушевленности и неодушевленности имен существительных, вследствие чего дети смешивают окончания именительного и винительного падежей, ("видел стола" по аналогии " видел зайца"). Наблюдаются неправильные падежные окончания имен существительных в косвенных падежах множественного числа ("слонята у слоней," много птицев").

Кроме смешений падежных окончаний; отмечаются и грамматические фор-мы (стулы, пальты, в лесе).

Большое количество ошибок отмечается в употреблении предложно-падежных конструкций. Дети не употребляют сложные предлоги. При необходимости употребления простых предметов имеют место либо замены, либо пропуски (Лодка плыла на озеру. Птенец выпал в гнезда).

В речи детей с трудностями в обучении имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде ("Два белки"," Красная кресла", "Открыл свой пасть", в падеже ("Первое сентября дети идут в школу").Обнаруживаются ошибки в формах выражения временных отношений, особенно будущего времени глагола (" Завтра мы ходим в театр"), в парадигмах спряжения глаголов (" Мы рисую, мы рисуют").

Особенности словообразования у детей с трудностями в обучении

Формирование механизмов словообразования тесно связано с развитием морфологической системы языка, а также с функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение синтаксиса речи (Т.Н. Ушакова). Этот процесс основывается на способности обобщать и дифференцировать языковые единицы.

В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе процессов обобщения, сравнения, диффенциации, у детей с трудностями в обучении обнаруживаются особенности процессов словообразования.

Исследование словообразования (Е.В.Мальцева, Е.С.Слепович, Е.Ф. Соботович) показывает, что у детей с трудностями в обучении процесс словообразования задерживается и затягивается во времени.

Остановимся на особенностях овладения детьми с трудностями в обучении именем прилагательным, которое является одной из наиболее абстрактных частей речи и выражает не только качества разной сложности, но и отношения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Анализ создания инновационных компаний при вузах
Начиная с 2010 г., в нашей стране осуществляется целенаправленная политика развития инновационной инфраструктуры вузов. 9 апреля 2010 г. Правительство Российской Федерации утвердило постановление № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных ...

Образовательный аспект темы "Периодический закон"
Периодический закон и периодическая система элементов — это не только один из важнейших законов природы, это и методическая основа изучения химии. Это, с одной стороны, цель, с другой — средство изучения химии. На основе периодического закона Д. И. Менделеев создает стройный курс, нашедший свое выр ...

Требования к наглядному материалу для дидактических игр
Наглядным материалом к дидактическим играм являются игрушки и картинки. К игрушкам предъявляются такие требования: игрушка должна соответствовать действительности своей цветовой гаммой, т.е. заяц должен быть белый или серый, а не красный; все детали игрушки должны быть подобны натуральным животным, ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru