Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение, первоначально на практическом, неосознанном уровне, морфем и соотнесении их с лексическим или грамматическим значением. На основании этого и возникают языковые обобщения: морфологические и синтаксические.
Исследования грамматического строя речи у детей с трудностями в обучении (Н.Ю. Борякова, Г.Н, Рахманова, Е.С. Слепович, Е. Ф. Соботович, Н.А. Симонова, Л.В. Яссман) выявило у большого количества старших дошкольников и школьников младших классов значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.
Особенности словоизменения у детей с трудностями в обучении
У многих детей с трудностями в обучении младшего школьного и особенно дошкольного возраста наблюдается смешение падежных форм, (Е.Ф Соботович, Е.В. Мальцева, Г.М. Рахманова, Н.Ю. Борякова). Так, дети часто смешивают окончания винительного, родительного и предложного падежей. Неправильные падежные окончания во многих случаях обусловлены неусвоением категории одушевленности и неодушевленности имен существительных, вследствие чего дети смешивают окончания именительного и винительного падежей, ("видел стола" по аналогии " видел зайца"). Наблюдаются неправильные падежные окончания имен существительных в косвенных падежах множественного числа ("слонята у слоней," много птицев").
Кроме смешений падежных окончаний; отмечаются и грамматические фор-мы (стулы, пальты, в лесе).
Большое количество ошибок отмечается в употреблении предложно-падежных конструкций. Дети не употребляют сложные предлоги. При необходимости употребления простых предметов имеют место либо замены, либо пропуски (Лодка плыла на озеру. Птенец выпал в гнезда).
В речи детей с трудностями в обучении имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде ("Два белки"," Красная кресла", "Открыл свой пасть", в падеже ("Первое сентября дети идут в школу").Обнаруживаются ошибки в формах выражения временных отношений, особенно будущего времени глагола (" Завтра мы ходим в театр"), в парадигмах спряжения глаголов (" Мы рисую, мы рисуют").
Особенности словообразования у детей с трудностями в обучении
Формирование механизмов словообразования тесно связано с развитием морфологической системы языка, а также с функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение синтаксиса речи (Т.Н. Ушакова). Этот процесс основывается на способности обобщать и дифференцировать языковые единицы.
В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе процессов обобщения, сравнения, диффенциации, у детей с трудностями в обучении обнаруживаются особенности процессов словообразования.
Исследование словообразования (Е.В.Мальцева, Е.С.Слепович, Е.Ф. Соботович) показывает, что у детей с трудностями в обучении процесс словообразования задерживается и затягивается во времени.
Остановимся на особенностях овладения детьми с трудностями в обучении именем прилагательным, которое является одной из наиболее абстрактных частей речи и выражает не только качества разной сложности, но и отношения.
Понятие «познавательная активность». Активизация познавательной
деятельности
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации поз ...
Культура межнационального общения в современной школе
Современный этап развития образования характеризуется становлением гуманистической парадигмы образования, обновлением его целей и ценностей, развитием содержания и технологии образовательной деятельности. Это связано с проведением политических и экономических реформ, развитием рыночной экономики, р ...
Сущность понятий «практическая деятельность», «прием» и «практический метод
обучения»
Методы обучения - способы совместной деятельности учителя и учащегося, направленные на решение задач обучения. Существует ряд классификаций. Наиболее ранняя - деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа). И методы работы учащегося (упражнение, самостоятельная рабо ...