Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Новое образование » Коррекционная направленность педагогической работы по формированию грамматического строя речи у детей с трудностями в обучении » Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Страница 1

Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение, первоначально на практическом, неосознанном уровне, морфем и соотнесении их с лексическим или грамматическим значением. На основании этого и возникают языковые обобщения: морфологические и синтаксические.

Исследования грамматического строя речи у детей с трудностями в обучении (Н.Ю. Борякова, Г.Н, Рахманова, Е.С. Слепович, Е. Ф. Соботович, Н.А. Симонова, Л.В. Яссман) выявило у большого количества старших дошкольников и школьников младших классов значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

Особенности словоизменения у детей с трудностями в обучении

У многих детей с трудностями в обучении младшего школьного и особенно дошкольного возраста наблюдается смешение падежных форм, (Е.Ф Соботович, Е.В. Мальцева, Г.М. Рахманова, Н.Ю. Борякова). Так, дети часто смешивают окончания винительного, родительного и предложного падежей. Неправильные падежные окончания во многих случаях обусловлены неусвоением категории одушевленности и неодушевленности имен существительных, вследствие чего дети смешивают окончания именительного и винительного падежей, ("видел стола" по аналогии " видел зайца"). Наблюдаются неправильные падежные окончания имен существительных в косвенных падежах множественного числа ("слонята у слоней," много птицев").

Кроме смешений падежных окончаний; отмечаются и грамматические фор-мы (стулы, пальты, в лесе).

Большое количество ошибок отмечается в употреблении предложно-падежных конструкций. Дети не употребляют сложные предлоги. При необходимости употребления простых предметов имеют место либо замены, либо пропуски (Лодка плыла на озеру. Птенец выпал в гнезда).

В речи детей с трудностями в обучении имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде ("Два белки"," Красная кресла", "Открыл свой пасть", в падеже ("Первое сентября дети идут в школу").Обнаруживаются ошибки в формах выражения временных отношений, особенно будущего времени глагола (" Завтра мы ходим в театр"), в парадигмах спряжения глаголов (" Мы рисую, мы рисуют").

Особенности словообразования у детей с трудностями в обучении

Формирование механизмов словообразования тесно связано с развитием морфологической системы языка, а также с функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение синтаксиса речи (Т.Н. Ушакова). Этот процесс основывается на способности обобщать и дифференцировать языковые единицы.

В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе процессов обобщения, сравнения, диффенциации, у детей с трудностями в обучении обнаруживаются особенности процессов словообразования.

Исследование словообразования (Е.В.Мальцева, Е.С.Слепович, Е.Ф. Соботович) показывает, что у детей с трудностями в обучении процесс словообразования задерживается и затягивается во времени.

Остановимся на особенностях овладения детьми с трудностями в обучении именем прилагательным, которое является одной из наиболее абстрактных частей речи и выражает не только качества разной сложности, но и отношения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Морфология
Макроскопические изменения обнаруживаются при тяжелых формах умственной отсталости, а также нозологически специфических заболеваниях, проявляющихся не только патологией мозга, но и других органов и систем организма. Наиболее характерными изменениями являются малые размеры и низкая масса головного м ...

Игровые формы обучения дошкольников
Анализ теоретических исследований позволяет выделить следующие направления развития дошкольников в старшем дошкольном возрасте, основанные на потребностной сфере: - потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве на основе гуманных отношений; - потребность в общении со взрослыми ...

Игра как средство социальной адаптации
Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизвед ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru