Формы самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного чтения во 2 классе

Страница 3

Определение частей текста по названиям, написанным на доске, и восстановление плана в нужной последовательности.

Самостоятельное название частей текста, указанных учителем.

Самостоятельное деление текста для плана.

Самостоятельное составление плана небольшого произведения, четкого по структуре.

Задания для самостоятельного выполнения по пересказу могут быть такими:

Прочитать и подробно пересказать произведение.

Пересказ, близкий к тексту, отдельной главы или части, указанной учителем.

Выборочный пересказ по определенной теме.

Краткий пересказ небольшого произведения. Словесное рисование по отдельным главам.

Творческий пересказ. Больше всего этот вид работы применим сказке, когда дети по заданию учителя готовят пересказ какой-либо главы от лица одного из сказочных персонажей.

Наиболее яркий пример этого - пересказ. Рассмотрим, одинакова ли степень самостоятельности учащихся при подготовке к различным видам пересказа.

Подробный пересказ. Детям нужно полностью воспроизвести текст, ничего не изменяя и ничего не добавляя. В этом случае работает в основном память.

Выборочный пересказ. Теперь ученикам предстоит отобрать только то, что относится к заданию, поразмыслить над текстом, тем самым у детей повышается уровень их самостоятельности.

Краткий пересказ - новая ступень сложности. Нужно выделить самое важное в произведении, проследить главную сюжетную линию и основную мысль автора.

В связи с обучением чтению необходимо более подробно остановиться на письменных работах детей.

Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах: а) словесное, б) графическое. Как словесное, так и графическое имеют большое значение для развития творческого воображения учащихся и при правильном использовании создают благоприятные условия для четкого воссоздания учащимися жизненных картин, изображенных писателем в произведении.

Словесное рисование - своеобразный и довольно сложный вид работы, требующий четкого воспроизведения картины с помощью слов. Для того чтобы словесно нарисовать картину, ученику необходимо хорошо знать текст: обстановку, в которой совершаются события, внешний вид действующих лиц, их характерные особенности. Все это необходимо и для графического рисования, но словесное рисование требует еще и точного выбора слов. Этот дает основание считать словесное рисование одним из эффективных средств речевого развития учащихся.

Иллюстрирование может быть использовано учителем с разными целями: как основа при составлении плана, при подготовке к пересказу, для уточнения обстановки, в которой протекают действия, и т.д. Таким образом, иллюстрирование может сопутствовать какому-либо виду работы с текстом, но быть и самостоятельным. Пример использования иллюстрирования как самостоятельного вида работы: учитель предлагает нарисовать словесную или графическую картину к наиболее понравившемуся отрывку текста и подобрать к ней слова автора (написать или прочитать их).

Пример словесного рисования, предшествующего пересказу: учащиеся читают текст, делят на относительно законченные части и рисуют ряд картин. Это позволяет им зримо представить то, о чем пишет автор. После этого проводится лексико-стилистическая подготовка к пересказу текста (выясняется, какие слова и выражения употребил автор, что он хотел подчеркнуть и т.д.).

Графическому и словесному иллюстрированию текста необходимо последовательно учить. Начинать, как справедливо отмечают в методической литературе, целесообразно с сопоставления иллюстрации, которая дана в книге, с тем отрывком текста, который соответствует рисунку художника. Учащиеся убеждаются в том, что художник передает в картине то самое характерное, что подчеркивает писатель в герое, в природе и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте
Как уже отмечалось, правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого р ...

Характеристика образовательного стандарта для профессионально технических училищ по общей биологии
Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и реализации учебных задач: освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологи ...

Дифференциация умственной отсталости в соответствии с критериями МКБ-10
В МКБ-10 умственная отсталость подразделяют на легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72), глубокую (F73), другую (F78), неуточненную (F79). Предусматривается ведение четвертого знака, обозначающего тяжесть поведенческих расстройств. Если известна этиология умственной отсталости, то используется ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru