Тихое чтение - чтение про себя, которое впоследствии станет преимущественным видом самостоятельной работы с книгой, подготавливается учителем в классном чтении.
В I классе учащиеся постепенно переходят к тихому чтению, которое проводится как повторное после громкого чтения и анализа прочитанного под руководством учителя.
В практике школы принято условно делить учащихся на три группы. Сообразуясь с подготовленностью класса и возможностями детей, можно предложить учащимся примерно такие задания по рассказу Г. Скребицкого и В. Чаплиной «Как белочка зимует».
Первая группа. 1. Перечитать про себя первые две части рассказа (два первых абзаца). 2. Подготовиться к ответу на два первых вопроса по книге.
Вторая группа. 1. Перечитать про себя первые три части рассказа (два первых абзаца). 2. Подготовиться к ответу на три первых вопроса по книге. 3. Найти в рассказе два сравнения.
Третья группа. 1. Перечитать весь рассказ. 2. Найти слова и выражения к описанию зимней непогоды. 3.Найти описание белочки. 4. Составить устный план к рассказу.
Задания для тихого чтения могут быть на понимание содержания читаемого материала, на установление последовательности в развитии действия, по словарю, раскрытию идейного содержания, работе с художественным образом и т.п. Например:
1. Прочитать и подумать, все ли понятно в прочитанном. Задать вопросы о непонятном.
2. Прочитать и ответить на вопросы к тексту в книге или записанные на доске.
3. Рассмотреть картины, иллюстрации к книгам, предложенные учителем, и найти к ним отрывок из прочитанного текста.
4. Прочитать и словами нарисовать картину к тому месту рассказа, которое особенно понравилось.
5. Какие слова и выражения из рассказа (сказки) нужно взять из текста, чтобы описать погоду, действующее лицо?
6. Прочитать снова рассказ и ответить на вопрос, почему он так назван.
При подготовке домашних заданий, на внеклассном чтении учащимся приходится самостоятельно читать учебные книги и художественную литературу. Естественно, у маленьких читателей возникает много вопросов по поводу прочитанного, но не всегда они умеют спрашивать о непонятном, не всегда, к сожалению, разговаривают между собой в свободное время о книгах. На уроках чтения учитель может помочь им в этом, если будет учить беседовать о чтении. В этом основная цель такого вида самостоятельной работы, как задавание детьми вопросов о прочитанном.
Организуя и направляя деятельность учеников, учитель вначале предлагает детям прочитать самостоятельно рассказ и подумать, какие вопросы по содержанию можно задать своим товарищам. Это наиболее легкое задание, однако, и его выполнению необходимо учить на уроке.
Учащиеся I-II классов ежедневно читают небольшое новое произведение. Под руководством учителя они работают с текстом, учатся устанавливать последовательность событий, составлять план, пересказывать, выполнять различные задания, в процессе которых усваивают: о ком рассказывается, что случилось с действующими лицами, как они поступали, почему, чем закончились описываемые события. Все это подготавливает учащихся к тому, что они могут самостоятельно задавать вопросы по содержанию прочитанного.
Наиболее распространенными видами самостоятельной работы с книгой является составление плана и пересказ прочитанного. Эти виды работы хорошо известны, приведем лишь задания для самостоятельного выполнения к каждому из них.
Составление плана, произведения:
Устное озаглавливание четкого по структуре текста.
Деление текста на части по плану учителя, написанному на доске.
Проблемы воспитания культурного общения
Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале 20-х годов XX века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их ...
Классификация педагогических технологий
В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. В основу объединения технологий в классы положены наиболее существенные признаки: уровень применения, философская основа, методологический подход, ведущий фактор развития личности, н ...
Организация ветеринарного образования
После распада СССР коллектив Витебского ордена «Знак Почета» ветеринарного института предпринимал меры по перестройке высшего ветеринарного образования в суверенной Республике Беларусь. Было очевидным, что систему подготовки ветеринарных врачей необходимо ориентировать на мировое образовательное пр ...