Для успешного взаимодействия с родителями, имеющими разные педагогические установки на сотрудничество с ДОУ, были выбраны следующие направления, выступающие педагогически – целесообразными методами эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей:
1. Формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ.
2. Определение приоритетных направлений педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей воспитанников.
3. Повышение педагогической грамотности родителей дифференцированных групп и профессиональной компетентности педагогов в процессе проведения семинара-практикума.
Для решения данных задач была разработана методика работы с родителями, включающая три этапа:
1 этап. Проведение проблемного семинара:
Здесь происходило знакомство родителей с результатами педагогической диагностики детей и графиками, характеризующими специфику выполнения функций педагогического сотрудничества.
В результате их обсуждения была разработана индивидуальная программа сотрудничества для каждой дифференцированной группы родителей воспитанников ДОУ, отличающихся педагогическими установками на взаимодействие с ДОУ.
2 этап. Организация семинара-практикума:
В основу программы семинара-практикума были положены наши методические разработки, при реализации которых использовались традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества, направленные на повышение педагогической компетентности родителей дифференцированных групп и профессиональной компетентности педагогов ДОУ, обучение родителей и воспитателей функциям сотрудничества.
3 этап. Презентация семейных творческих проектов
В процессе презентации семейных творческих проектов мы старались создать в группе эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса, детей, родителей, педагогов, развивать позитивное отношение родителей к дальнейшему сотрудничеству с педагогами.
На всех этапах использовались специальные методы активизации родителей:
– вопросы к родителям по излагаемому материалу;
– постановка дискуссионных вопросов;
– предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения;
– приведение примеров из литературных источников,
– решение педагогических задач и др.
Опишем специфику их использования подробнее на каждом этапе реализации программы организации методов сотрудничества детского сада и семей воспитанников.
На первом этапе формирующего эксперимента нами организовывался проблемный семинар.
Целью и задачей, которого стало формирование установки на сотрудничество, ознакомление с результатами педагогической диагностики, постановка проблем педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей.
Представляем краткое содержание и ход семинара.
Воспитатель. Уважаемые родители! Все вы знаете, что только при условии сотрудничества ДОУ и семьи возможно успешное воспитание и обучение ребенка. Это сотрудничество выражается в том, что педагоги и семья выполняют определенные функции:
охраны и укрепления здоровья (материнскую функцию),
развивающую (воспитывающую и обучающую),
диагностическую и коррекционную,
коммуникативную,
конструкторско-организаторскую,
координирующую функцию
функцию профессионального самосовершенствования.
На основе диагностики, проведенной в нашей группе, были составлены графики, характеризующие специфику выполнения функций педагогического сотрудничества с вами.
Что необычного, на ваш взгляд, в этих графиках? Считаете ли вы, что вам нужно объяснить их?
Родители. Да.
Воспитатель. По результатам диагностики были выделены среди вас 3 отличающихся друг от друга подгруппы. У каждой из них отмечается собственная стратегия сотрудничества с воспитателями ДОУ, определяющая эффективность воспитания и обучения ребенка в семье и детском саду. Хотите узнать о них подробнее?
У родителей, вошедших в 1-ю дифференцированную группу (перечисляет Ф.И.О. родителей), лучше всего развита функция профессионального самосовершенствования (25%). Многие знакомы с отечественными и зарубежными образовательными программами, методической литературой. Они достаточно компетентны, чтобы давать советы воспитателям, например, в том, какую методическую литературу можно использовать в процессе физического и интеллектуального воспитания и обучения детей. Поэтому данная функция сотрудничества выполняется с оптимально высоким результатом.
Родители. А что обозначают «провалы» в графике функций нашего сотрудничества с ДОУ?
Воспитатель. Самые низкие провалы в графике: диагностическая и коррекционная (8,3%), конструкторско-организаторская функция (8,3%), координирующая функция (8,3%).
Познавательный интерес младших школьников
Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения, причем не только в начальной, но и в основной школе. Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников н ...
Роль классного руководителя в профориентационной работе с учащимися
В реализации реформы школы одно из ведущих мест принадлежит классному руководителю. О необходимости повышать роль и авторитет классного руководителя, создавать ему все условия в учебной и воспитательной работе с детьми говорится в документах о реформе школы. Профессиональная ориентация, являясь одн ...
Диагностика интеллекта в разных подходах
Сравнение людей по психологическим чертам кажется настолько естественным путем исследования индивидуальных различий, что с него начинал каждый, кто стремился экспериментально выяснить, чем же люди отличаются друг от друга. Гальтон, Штерн, Лазурский - все пытались найти относительно простые психолог ...