Большая часть времени на уроке отводится чтению и работе с текстом. Некоторые учителя считают, что многократным перечитыванием текста на уроке (сначала лучшими учениками, затем «цепочкой», по колонкам, разучивание текста хором и т.п.) можно добиться совершенствования навыков чтения первоклассников. Это ошибочное мнение. При такой методике интерес к читаемому материалу у детей очень быстро падает. Им уже с первого чтения учителем и хорошо читающими товарищами становится ясным смысл произведения, а перечитывание без заданий вызывает скуку и утомление. Помимо того, не уделяется внимания формированию умений в работе с книгой, и учащиеся лишены возможности самостоятельно размышлять, устанавливать причинно-следственные связи в развитии событий, делать выводы. Все это тормозит развитие мышления и речи школьников.
Для постижения идейно-художественной ценности произведения необходимо организовать работу так, чтобы дети не только активно участвовали в разборе произведения, но и высказывали самостоятельные суждения. Характер самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала, дидактической целью и уровнем развития учащихся.
Важно учитывать также, что основные задачи начального курса русского языка в 1 классе - научить детей осмысленно читать, говорить и писать обогатить их речь, развить интерес к чтению. Какие же виды самостоятельной работы и задания с текстом наиболее целесообразны в обучении второклассников чтению?
Ответы на вопросы. Этот наиболее распространенный вид работы на уроках чтения вначале связан с воспроизведением содержания читаемого материала. В то же время от детей с первых страниц учебных книг по чтению требуется подтверждение своих ответов словами текста или же нахождение ответа в книге, что побуждает учащихся снова возвращаться к читаемому материалу. Сначала это нахождение отдельных слов или выражений: «Что узнали из прочитанного? Какие события происходят? (подружились, убежали) Кто мама козлёнка? Ягнёнка?» (казахская сказка «Три друга») «Найдите в тексте слова, которые обозначают цвет. Какими цветами переливается капля? Подчеркните эти слова» (Э. Шим "Солнечная капля"). Впоследствии второклассники сочетают свои рассуждения по поводу вопроса учителя с работой по книге: «Как Что такое сказка? Какое определение сказки вы нашли в словарях? Какими словарями вы пользовались?
- Какие виды сказок вы знаете? Ответы на вопросы учителя о прочитанном в сочетании с перечитыванием текста - весьма полезный вид самостоятельной работы учеников на уроках чтения.
Выборочное чтение состоит в том, что учащиеся по заданию учителя находят отрывки произведения, характеризующие действующих лиц, их поступки, обстановку, в которой происходит действие, природу и т.п.
Этот вид работы стимулирует учащихся к вдумчивому чтению, размышлению по поводу прочитанного, накапливанию фактов к обобщениям. Кроме того, чрезвычайно важно, что ученики неоднократно, но с определенным заданием перечитывают текст, что способствует закреплению их навыков в технике чтения, умению хорошо ориентироваться в произведении.
В I классе задания для выборочного чтения небольшие, с указанием абзаца или места в главе, части, где можно найти отрывок или нужное выражение. Учащиеся II класса в большей мере владеют навыком чтения и подготовлены к сознательному восприятию прочитанного. На основании этого им на уроке даются более сложные задания для самостоятельной работы с книгой. Естественно, учитель, исходя из подготовленности класса и возможностей учащихся, сам определит задания для класса или индивидуальные.
Проблемы организация самостоятельной работы и ее задачи
Начальное обучение является фундаментом образования. От того, насколько прочно заложены основы первоначального обучения, зависит дальнейшее формирование знаний и умений в средних классах школы. И не только содержание обучения в начальных классах является подготовительным курсом к основам наук, вся ...
Практическое применение форм внеурочного воспитания
Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для школы формах по следующим направлениям: 1) учебно-познавательное: -предметная неделя русского языка; -библиотечные часы; -конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия. 2) культурно-просвети ...
Организация и проведение методов исследования
В основу работы была положена гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах. Исследование проводилось среди учащихся одиннадцатых классов, обучающихся в общеобразов ...