А.М.К.Мюллер в своём критическом разборе «определённых отношений в педагогике», обусловливающих «катастрофу образования», видит важнейшую задачу воспитания в «достижении целого, которое в диалектическом изменении проявляется между открытым и определённым, предусмотренным опытом», при охвате всей цельности жизни. Для человека с нарушенным умственным развитием особенно опасна любая односторонность воспитательного подхода. Его нельзя рассматривать только с точки зрения занятости, успеха и рентабельности и оказывать ему помощь в развитие только через объективированные учебные процессы.
Действительность у детей и подростков с тяжёлой умственной отсталостью не поддаётся далеко идущему объективированию. Их воспитание может быть адекватным лишь в том случае, если оно позволяет им быть такими, какие они есть.
Воспитание базируется на социальной деятельности как дидактическом приёме, педагогическом сдерживании (P. Moor) и вовлечённости. Эти аспекты дополняют друг друга. Так, воспитание как планируемое действие означает создание для ребёнка в структурированной жизненной ситуации возможности активно постигать самого себя и окружающий мир, одновременно изменяясь. Однако оно также означает повседневное обретение опыта и его применение. Воспитание умственно отсталых детей при этом имеет задачу создать адекватные учебные возможности для активного накопления опыта и помочь им в его оценке и применении. Главный дидактический акцент направлен на инициирование деятельного обучения, благодаря чему происходит конструктивное освоение действительности, которая становится объектом собственной деятельности и мышления.
В то же время воспитание как имплицитный жизненный процесс происходит не по плану, не под контролем, неопределённо растягиваясь в широком временном отрезке; и осуществляется оно благодаря ему вдумчивому контролю своих интенций. Дидактическое «делание» личности отступает на второй план перед дозволением созерцать, удивляться, играть и радоваться жизни (49, с.205-210).
Методы формирования вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью в ситуации делового взаимодействия.
В концепции единого образовательного пространства одной из важных проблем является учёт особых образовательных возможностей и потребностей детей с умеренной умственной отсталостью в различных организационных формах их воспитания и обучения. Наше исследование обращено к решению проблемы совершенствования логопедической работы по формированию вербальных средств общения у школьников с умеренной умственной отсталостью. В соответствии с научно-теоретическими подходами к организации коррекционно-педагогического процесса формирование с данной формой психического дизонтогенеза было направлено на обеспечение целостности познавательного, речевого, коммуникативного, эмоционально-личностного развития.
Содержательным компонентом методики логопедической работы, характеризующим логику её построения, стало выделение ряда направлений и этапов коррекционно-логопедического воздействия, отражающих последовательное усложнение и расширение содержания и средств коммуникативной деятельности. В структуре обучающего эксперимента было выделено три направления, предполагающие развитие у школьников вербальных средств общения в условиях ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личнотного общения. Мы учитывали положение о поэтапном усложнении диалогического взаимодействия, развитии коммуникативных интенций и средств их языкового выражения у детей с умеренной умственной отсталостью в рамках названных видах общения, основанных на потребности ребёнка в практическом сотрудничестве, получении и актуализации познавательных впечатлений, выражении личностных оценок и сопереживании. Усложнение и расширение содержания и средств общения с переходом на новый этап экспериментального обучения связано с повышением самостоятельности ребёнка при определении собственного коммуникативного поведения, выбора тактик ведения диалога, языковых средств выражения интенций; с расширением круга общения, овладением навыками употребления вербальных средств общения в ситуациях симметричного взаимодействия; разрешением конфликтных, проблемных ситуаций с помощью адекватных средств коммуникативной деятельности.
Как разработать окончательный вариант отчета и выбрать необходимые
графические приложения
Графический материал (иллюстрацию) необходимо подбирать исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от случайных иллюстраций, связанных с второстепенными деталями текста, и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важне ...
Анализ содержания народных сказок как содержания воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки могут показать: - как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); - как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро ...
Проблема соотношения инвариантного и вариативного компонентов школьного
образования
Речь о том, какие цели школьного образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Например, «научить учиться» можно на материале разных предметов, для этого не обязат ...