Общая характеристика существующих методов обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью

Новое образование » Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися » Общая характеристика существующих методов обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью

Страница 9

Основывались на представлении о том, что ситуации коллективной деятельности, предполагающие тесный физический контакт партнёров, оперирование общими материалами, игровыми атрибутами, в наибольшей степени способствуют возникновению интерактивного взаимодействия, согласованию замыслов и развёртыванию диалога детьми с умеренной умственной отсталостью. Таким образом, в процессе коррекционно-логопедической работы на данном этапе обучения осуществлялось моделирование ситуации предметно-практической, игровой, продуктивной деятельности «вместе», направленной на получение детьми общего результата.

Был варьирован состав детских диад, объединялись в пары как учащиеся с относительно высоким уровнем познавательного, речевого, личностного развития, так и учащиеся, характеризующиеся различным уровнем сформированности познавательной деятельности, речевой функции и другие. Как было отмечено, взаимодействие детей в смешанных диадах способствует реализации ребёнком с более высоким уровнем развития роли ведущего, регулирующего и направляющего действия партнёра, что значимо для овладения детьми коммуникативной компетентностью, средствами языкового выражения интенций.

С целью формирования коммуникативных интенций и средств их языкового выражения проводились различные упражнения, предполагающие:

* сопряжённое проговаривание образцов высказываний логопеда;

* отражённое проговаривание образцов высказываний логопеда;

* планирование предстоящих действий по вопросам логопеда, самостоятельно;

* называние действий, выполняемых партнёром.

В ходе коррекционно-логопедической работы было выявлено, что дети с умеренной умственной отсталостью редко устанавливали визуальный контакт с партнёром – ребёнком, фокусируя внимание на логопеде, не воспринимали другого ребёнка как участника совместной деятельности. В связи с этим логопедом предлагалась инструкция, состоящая из нескольких звеньев.

Важным фактором организации диалогического общения является сохранение позитивной модальности реплик партнёров. Создание и поддержание благоприятной эмоциональной атмосферы самими детьми является эффективным средством регуляции поведения как отдельных членов группы (или диады), так и коллектива в целом. В соответствии с этим в процессе коррекционно-логопедической работы были реализованы задачи, связанные с уточнением и активизацией запаса общеупотребительных формул и выражений речевого этикета в ситуациях ситуативно-делового общения (выражение благодарности, одобрения, предложение помощи и другие).

В ходе экспериментального обучения на данном этапе коррекционно-логопедической работы изменялась степень участия взрослого в организации диалогического взаимодействия. На первых порах логопед выполнял функцию организатора и регулятора совместных действий, оказывая индивидуальную помощь каждому ребёнку в выборе необходимых материалов (деталей конструктора, аппликации и другие), осуществлении операций, соблюдении очерёдности, формулировании обращений к партнёру. В дальнейшем стимулировалась самостоятельность детей в реализации совместных действий, определении стратегии коммуникативного поведения, выборе оптимальных речевых тактик.

Коррекционно-логопедическая работа на завершающем – четвёртом – этапе была направлена на актуализацию детьми с умеренной умственной отсталостью вербальных средств общения в проблемных, конфликтных ситуациях. Реализация этой работы предполагала создание моделей коммуникативных ситуаций, обеспечивающих перевод «знаемых» мотивов речевого поведения в «действующие». Для решения поставленных задач были использованы следующие приёмы:

· моделирование логопедом коммуникативных ситуаций в рамках бытовой, игровой, продуктивной деятельности;

· составление учащимися диалогов на основе просмотра видеосюжетов с участием знакомых лиц (детей, взрослых) в бытовой, продуктивной, игровой деятельности;

· формулирование учащимися отсутствующих инициативных или реактивных реплик в готовом диалоге.

Кроме того, с целью формирования у детей умения участвовать в диалоге со сверстником создавались ситуации, требующие самостоятельного разрешения определённой проблемы адекватными средствами, регламентированными правилами социальных взаимоотношений. Предполагалась актуализация детьми следующих умений: договариваться об очерёдности выполнения действий, о распределении атрибутов деятельности, оказывать взаимопомощь в ходе деятельности, согласовывать собственные действия (речевые и неречевые) с действиями партнёра.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Новые статьи:

Сущность, цели и значение рейтинга
Исследование вопросов, связанных с оценкой разных сторон деятельности ВУЗа, начинает работу по изучению вопросов, связанных с созданием в ВУЗе системы менеджмента качества. Одним из первых аспектов рассмотрения стало внедрение в ТюмГУ рейтинговой оценки деятельности преподавателей, структурных подр ...

Роль и место практических методов в разделе «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения»
Одно из требований, которое определяет выбор методов и методических приемов обучения - их разнообразие. Однако разнообразие методов - не самоцель. Различные методы требуют включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснения, беседа), зрения (демонстрация средств наглядности, по ...

Онтогенез развития связной речи в дошкольном возрасте с нормальным речевым развитием
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К.Д., Тихеевой Е.И., Коротковой Э.П., Бородич А.М., Усовой А.П., Соловьевой О.И. и другими. "Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными сл ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru