Общая характеристика существующих методов обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью

Новое образование » Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися » Общая характеристика существующих методов обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью

Страница 9

Основывались на представлении о том, что ситуации коллективной деятельности, предполагающие тесный физический контакт партнёров, оперирование общими материалами, игровыми атрибутами, в наибольшей степени способствуют возникновению интерактивного взаимодействия, согласованию замыслов и развёртыванию диалога детьми с умеренной умственной отсталостью. Таким образом, в процессе коррекционно-логопедической работы на данном этапе обучения осуществлялось моделирование ситуации предметно-практической, игровой, продуктивной деятельности «вместе», направленной на получение детьми общего результата.

Был варьирован состав детских диад, объединялись в пары как учащиеся с относительно высоким уровнем познавательного, речевого, личностного развития, так и учащиеся, характеризующиеся различным уровнем сформированности познавательной деятельности, речевой функции и другие. Как было отмечено, взаимодействие детей в смешанных диадах способствует реализации ребёнком с более высоким уровнем развития роли ведущего, регулирующего и направляющего действия партнёра, что значимо для овладения детьми коммуникативной компетентностью, средствами языкового выражения интенций.

С целью формирования коммуникативных интенций и средств их языкового выражения проводились различные упражнения, предполагающие:

* сопряжённое проговаривание образцов высказываний логопеда;

* отражённое проговаривание образцов высказываний логопеда;

* планирование предстоящих действий по вопросам логопеда, самостоятельно;

* называние действий, выполняемых партнёром.

В ходе коррекционно-логопедической работы было выявлено, что дети с умеренной умственной отсталостью редко устанавливали визуальный контакт с партнёром – ребёнком, фокусируя внимание на логопеде, не воспринимали другого ребёнка как участника совместной деятельности. В связи с этим логопедом предлагалась инструкция, состоящая из нескольких звеньев.

Важным фактором организации диалогического общения является сохранение позитивной модальности реплик партнёров. Создание и поддержание благоприятной эмоциональной атмосферы самими детьми является эффективным средством регуляции поведения как отдельных членов группы (или диады), так и коллектива в целом. В соответствии с этим в процессе коррекционно-логопедической работы были реализованы задачи, связанные с уточнением и активизацией запаса общеупотребительных формул и выражений речевого этикета в ситуациях ситуативно-делового общения (выражение благодарности, одобрения, предложение помощи и другие).

В ходе экспериментального обучения на данном этапе коррекционно-логопедической работы изменялась степень участия взрослого в организации диалогического взаимодействия. На первых порах логопед выполнял функцию организатора и регулятора совместных действий, оказывая индивидуальную помощь каждому ребёнку в выборе необходимых материалов (деталей конструктора, аппликации и другие), осуществлении операций, соблюдении очерёдности, формулировании обращений к партнёру. В дальнейшем стимулировалась самостоятельность детей в реализации совместных действий, определении стратегии коммуникативного поведения, выборе оптимальных речевых тактик.

Коррекционно-логопедическая работа на завершающем – четвёртом – этапе была направлена на актуализацию детьми с умеренной умственной отсталостью вербальных средств общения в проблемных, конфликтных ситуациях. Реализация этой работы предполагала создание моделей коммуникативных ситуаций, обеспечивающих перевод «знаемых» мотивов речевого поведения в «действующие». Для решения поставленных задач были использованы следующие приёмы:

· моделирование логопедом коммуникативных ситуаций в рамках бытовой, игровой, продуктивной деятельности;

· составление учащимися диалогов на основе просмотра видеосюжетов с участием знакомых лиц (детей, взрослых) в бытовой, продуктивной, игровой деятельности;

· формулирование учащимися отсутствующих инициативных или реактивных реплик в готовом диалоге.

Кроме того, с целью формирования у детей умения участвовать в диалоге со сверстником создавались ситуации, требующие самостоятельного разрешения определённой проблемы адекватными средствами, регламентированными правилами социальных взаимоотношений. Предполагалась актуализация детьми следующих умений: договариваться об очерёдности выполнения действий, о распределении атрибутов деятельности, оказывать взаимопомощь в ходе деятельности, согласовывать собственные действия (речевые и неречевые) с действиями партнёра.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Новые статьи:

Социальная значимость педагогической профессии
Профессия учителя является одной из древнейших. Первые школы возникли в странах древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества. Постепенно из наблюдений, в процессе строительства городов и гидротехнических сооружений накапливался опыт общественно полезной деятельности, связанной ...

Исследование агрессивных реакций у подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом
Результаты исследования агрессивных реакций по методике Басса-Дарки у подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом представлены на рис. 2. Рис. 2. Средне-групповые значения уровня агрессии подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков без ...

Работа классного руководителя с родителями
Важной частью построения воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья является той естественной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Роль семьи является решающей на любом возрастном этапе развития ребенка. Она регулирует ф ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru