формирование положительных коммуникативных качеств личности ребёнка (общительности, эмоциональности, вежливости, эмпатии, альтруизма);
стимулирование речевой и неречевой активности в ситуациях ситуативно-делового взаимодействия;
усвоение различных типов высказываний для выражения коммуникативных намерений;
развитие диалогических умений, овладение субъект - субъектными отношениями в структуре коммуникативной ситуации.
Для формирования эмоционально-положительного отношения, чувства привязанности детей к игрушечным «коммуникантам» как субъектам общения, регулярно принимающим определённое участие в совместной деятельности, мы варьировали состав дополнительных персонажей в соответствии с индивидуальными пристрастиями и познавательными, сенсорными, двигательными способностями детей. В то же время с целью развития у учащихся ориентировки в коммуникативной ситуации, а также осознания отношений и связей между субъектами мы сохраняли постоянный состав «дополнительных коммуникантов» на начальных этапах работы, постепенно вводя новых персонажей.
Моделирование диалога с участием дополнительных коммуникантов реализовывалось следующими методами:
1. Постановка вопросов:
· логопедом к дополнительному коммуниканту, направленных на получение помощи, разъяснений по поводу совершаемых действий (Давай спросим у мишки, чем его угостить? и другие);
· дополнительного коммуниканта к ребёнку в целях привлечения внимания к заданию, получения информации о последующих действиях (Сейчас мишка спросит у Жени, что лежит в коробочке? и другие);
· ребёнком к дополнительному коммуниканту (самостоятельные или по образцу логопеда) (Аня, ты наелась? Мишка, что ты принёс? и другие).
2. Формулирование регулятивных высказываний, представляющие акты волеизъявления:
· дополнительного коммуниканта, адресованные ребёнку (Мишка просит Женю положить кубики в коробку и другие);
· ребёнком (самостоятельные или по образцу логопеда) и адресованные к дополнительному коммуниканту (Оксана, скажи Ане: кушай, Аня и другие).
3. Формулирование оценочных высказываний:
* логопедом по отношению к дополнительному коммуниканту (Какое у тебя красивое платье, Аня! Мишка молодец – угостил Женю конфетой! и другие);
* дополнительного коммуниканта по отношению к ребёнку (Мишка хвалит Женю: молодец Женя и другие);
* ребёнком по отношению к дополнительному коммуниканту (самостоятельные или по образцу логопеда) (Похвали мишку и другие).
Необходимым на данном этапе обучения представлялось также формирование навыков сопровождающее-объяснительной, вопросно-ответной речи у детей с умеренной умственной отсталостью. Следует отметить, что формирование вопросно-ответной речи стало важной задачей в процессе коррекционно-логопедической работы с учащимися, характеризующимися вербальной расторможенностью (болтливостью). Для преодоления склонности к патологическому «свободному говорению», не соотносящемуся с коммуникативно-деятельностным контекстом, логопед ограничивал речевую активность ребёнка, строго регламентируя его ответы, посредством напоминаний и вопросов возвращая беседу к прежней теме.
Логопедическая работа на третьем этапе экспериментального обучения была направлена на формирование у детей с умеренной умственной отсталостью навыка организации коммуникативных взаимоотношений с использованием адекватных вербальных (и невербальных) средств в процессе совместной со сверстником игровой, предметно-практической, продуктивной деятельности.
Для реализации задач осознания учащимися общей цели совместной деятельности, выработки соответствующей стратегии и тактики коммуникативно-речевого поведения, отбора языковых средств для адекватного выражения коммуникативных намерений были определены условия организации педагогического процесса:
1. Наличие коммуникативного партнёра – сверстника в ситуации игровой, предметно-практической, продуктивной деятельности;
2. Формулирование общей цели совместной деятельности (логопедом, затем учащимися);
3. Обеспечение личностно-значимого характера деятельности;
4. Обеспечение синхронизации партнёров (эмоционального состояния, сонаправленности внимания, согласованности речевого и неречевого и другие);
5. Реализация логопедом функции образца речевых и неречевых действий.
Охрана окружающей среды
Все выпускники вузов должны быть ориентированы на воспитание экологически грамотной личности, для этого следует не только расширить и углубить экологическое образование на всех факультетах вузов, но и ориентировать студентов в направлении рационального отношения между человеком и природой в своей б ...
Анализ программ по математике
Как результат обновления дошкольных образовательных программ в системе ДОУ, в последнее десятилетие наблюдается активная разработка образовательных альтернатив, издание новых методических материалов, создание комплексных и парциальных (однопредметных) программ, делаются попытки разработки концептуа ...
Информация и развитие цивилизации
Цивилизация - это прежде всего информация, информация делает народы человечеством. С. Залыгин "К вопросу о бессмертии" Информированные всегда будут властвовать над незнающими. И народ, подразумевающий в своем обществе наличие народовластия, должен обладать силой, которую дает ему информац ...