Для образовательного процесса весьма значительна Оценивающая функция собственной личности, можно также говорить об автономии (49, с.205).
Под образованием понимают как сам процесс, так и его результат, посредством которого человек привносит в мир с его разнообразными природными, культурными и социальными ценностями свой образ мира, свою позицию, своё направление мыслей и одновременно самого себя или свою собственную действительность.
Это, по сути, процесс непрерывной оценки воспринимаего во внешнем или во внутреннем мире. Посредством такой оценки придаётся многообразный смысл всему, что встречается, и этот различающийся смысл включается в более широкие взаимосвязи как в конкретной жизненной ситуации, так и в социальной и культурной действительности. Благодаря образованию собственная личность, собственная реальность становятся понятными и определяемыми и одновременно мир получает осмысление, оценку – создаётся его образ. Необходимые для этого категории приобретаются через образование.
В этом общем смысле образование означает общую образованность. Она, в частности, находит выражение в «отличительных чертах» личности, или «особенностях характера» (интересах, манерах, нормативных отношениях, взглядах и так далее) и связана с этикой дающего опору окружающего мира, на основании индивидуальных и социокультурных условий учебного процесса, общая образованность имеет различные степени выражения. Приобретается образование только тогда, когда под благотворным влиянием извне (образовательная помощь) развивается восприимчивость к нему как способность и интерес встретится с переживаемым миром, упорядочиваясь и совершенствуясь духовно. Сам термин «образование» и сущность этого процесса во многих исследованиях трактуются неоднозначно. Но наиболее полное определение понятию «образование» дал В.С.Леднев, в котором показал и структуру этого понятия: «Образование-это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе, характеризующемся содержанием, формами, выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие. Ведущей деятельностью в образовании является учебная».(6)Таким образом, образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике, коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно-педагогической работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.
Образование умственно отсталого человека происходит на менее дифференцированном уровне с меньшими интеллектуальными (материальными) притязаниями, но, рассматриваемое аксиоматически, формально включает в себя все существующие человеческие измерения: будучи образованным, человек с умственной отсталостью может переживать свою действительность как категориально упорядоченную в себе и осмыслённую, но в то же время как встроенную в соответствующий мир объектов и целей.
Образование, по существу, является собственным достижением отдельного человека, который из множества образовательных возможностей выбирает подходящее для себя. Итак, образование понимается не в старом привилегированном смысле стандартизированных канонов определённого «образовательного слоя», который для всех устанавливает одинаковые критерии. Мерой в гораздо большей степени становится развитая из собственного потенциала человечность и автономия.
Возникает вопрос, нужно ли для характеристики «степени образованности», которой могут достичь умственно отсталые люди, применять своё обозначение. Изначально речь шла о «жизненно-практическом образовании» в отличие от идущего дальше (интеллектуально-теоретического) уровня образования. Мы не считаем необходимым вводить особые обозначения уровня образования как специфического для умственно отсталого человека. Это послужило бы лишь тому, чтобы слишком подчеркнуть непохожесть. Достаточно просто говорить об образовании этих людей. Оно представляет собой длящийся на протяжении всей жизни процесс, в котором подлежащая осуществлению человечность снова и снова должна определяться как образование личности в социальном контексте.
Организация физкультурных занятий в детском саду
Физкультурные занятия — основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду. Физкультурные занятия были введены в дошкольные учреждения в 50-е годы XX в. Первоначально занятия с использованием физических упражнений получили название занятия гимнастикой и п ...
Общая характеристика Тверской области
Тверская область – самый крупный субъект Российской Федерации в Центральном федеральном округе по занимаемой площади (84 тыс. кв. км), представляет собой территорию с населением 1,4 млн. человек и большой продолжительностью дорог (22 тыс. км, из них 6 тыс. км – поселковых). В Тверской области: Горо ...
Типология и
характеристика дидактических средств
Среди многих типологий дидактических средств простотой отличается классификация, осуществленная Эдвардом Флемингом и Яном Якоби. Они подразделяют дидактические средства на три группы. 1. Природные средства, которые непосредственно представляют саму действительность. 2. Технические средства, которы ...