В соответствии с целями и задачами специального образования, обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, то есть быть ориентировано на формирование социально значимых умений, владение которыми позволит выпускнику коррекционной школы максимально реализоваться во «взрослой» жизни, занять адекватное своим возможностям социальное положение в обществе (17, с.47).
Терминология науки о воспитании содержит немало расплывчатости, но педагогика по природе своего предмета вынуждена работать по принципу недостаточного основания (53, с.125), к многозначным основополагающим понятиям в ней относятся понятия «воспитание» и «образование». Они недостаточно отличимы друг от друга, однако включают аспекты, которые как прежде, так и сейчас остаются в употреблении. Хотя понятие «воспитание» является общепризнанным как всё объемлющее и научно обоснованное, как раз в аспекте умственной отсталости и непосредственно ассоциируемой с ней «обучаемостью» оказывается полезным и важным употреблять вместе с ним понятие «образование». При этом мы также принимаем во внимание подразумеваемую под этим школу как образовательное учреждение. Если для воспитания умственно отсталых детей восприимчивость к образованию важна как педагогическая составляющая, то в системе образования взрослых школе и образованию отводится центральная роль.
Кроме этих, скорее прагматических основ специальной педагогики, отчётливо вырисовывается важное измерение или инстанция воспитания, на которые в случае умственной отсталости мало обращают внимания, а именно самоопределение (самоорганизация) и саморефлексия при встрече с окружающим миром (49, с. 205). В практическом осуществлении учебно–воспитательной работы во вспомогательной школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и другой), позволяющих адаптироваться в социальной среде.Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта (10).Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер (5,6).
Система социальной поддержки семей с алкогольной зависимостью,
воспитывающих детей дошкольного возраста
1. Констатирующий эксперимент. Цель: анализ условий социальной поддержки алкоголезависимых семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, в Центре социальной помощи семье и детям «Сампо» Задачи: 1) рассмотреть основные направления работы по социальной поддержке алкоголезависимых семей, воспитываю ...
Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
Многочисленные факты из реальной школьной жизни свидетельствуют, что само присутствие ученика в классе еще не говорит о том, что он действительно осуществляет учебно-познавательную деятельность. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия. Учебно-познавательная деят ...
Деятельность как условие формирования целеустремленности
Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней В. Прейер описывает резу ...