Результаты исследования агрессивных реакций по методике Басса-Дарки у подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом представлены на рис. 2.
Рис. 2. Средне-групповые значения уровня агрессии подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков без нарушения интеллекта
Анализ особенностей проявления агрессивности в младшем подростковом возрасте показал, что индекс агрессивности, как общий показатель агрессии по выборке в целом, остается в пределах нормы (норма для индекса агрессивности равна 21 ±4), каждый из показателей агрессивности не превышает 4 баллов, как у экспериментальной группы, так и у контрольной.
Но, следует отметить из таблицы 2 достоверные различия в показателях у контрольной и экспериментальной группы по факторам физическая агрессия (t= -3,06, p<0,01) и косвенная агрессия (t=2,26, p<0,05), из этого следует, что у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости физическая агрессия выше, чем у нормально развивающихся сверстников. Такие подростки вместо того что бы разговаривать и выяснять отношения, в ситуациях конфликта, прежде всего, пользуются физической силой, направленной непосредственно на другого человека или группу лиц. Так же следует отметить разность показателей косвенной агрессии, если у умственно отсталых детей, младшего подросткового возраста преобладает физическая агрессия, то у подростков без нарушения интеллекта косвенная агрессия выше, чем у умственно отсталых, но не превышает показатель физической агрессии. Дети без нарушения интеллекта, исходя из результатов исследования, «выплескивают» свою агрессию окольным путем, в виде злых шуток, сплетен, направленная на другое лицо, либо же ни на кого не направлена, то есть ребенок может кричать, топать ногами, бить кулаком по столу и прочее. Что же касаемо подростков с легкой степенью умственной отсталости, исходя из рисунка 2 и таблицы 2, то показатели между этими двумя факторами имеют разность практически в 2 раза.
Таблица 2. Показатели физической агрессии, косвенной, раздражения, негативизма, обидчивости, подозрительности и словесной агрессии контрольной и экспериментальной групп (по методике Басса-Дарки)
Показатель |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Физическая агрессия |
4,2±0,15 |
3,1 ±0,32** |
Косвенная агрессия |
2,2±0,24 |
3,1 ±0,29* |
Раздражение |
2,7±0,24 |
2,7±0,31 |
Негативизм |
2,6±0,3 |
2,7±0,29 |
Обидчивость |
2,6±0,24 |
2,5±0,21 |
Подозрительность |
3,4±0,29 |
2,8±0,26 |
Словесная агрессия |
3,5±0,2 |
3,4±0,27 |
Так же результаты статистического анализа позволяют утверждать, что у детей младшего подросткового возраста с диагнозом легкая степень умственной отсталости, преобладает физическая и вербальная агрессивность, а если взять во внимания результаты выборки в целом, то к этому перечню так же можно отнести еще и косвенную агрессию, которая ниже у умственно отсталых. Это может говорить о том, что дети с данным отклонением не умеют проявлять свою агрессию с помощью окольных путей, напрямую ее не выражая.
Познавательный интерес младших школьников
Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения, причем не только в начальной, но и в основной школе. Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников н ...
Общие сведения о науке
"Наука" - сложное и многогранное понятие, существует множество ее определений. Воспользуемся определением М.Ф. Трифоновой (1993): "Наука - это исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся на основе общественной практики система знаний о природе, обществе и мышлении, об объектив ...
Понятие «сеть дошкольных учреждений» и особенности
образовательных программ в дошкольных учреждениях различного типа
Понятие «сеть дошкольных образовательных учреждений» возможно определить как «совокупность взаимодействующих между собой равноправных по статусу дошкольных образовательных учреждений различных видов». То есть сетевой принцип организации дошкольных образовательных учреждений предполагает, прежде все ...