- Родители учатся правильно идентифицировать поведение своих детей, усваивают и используют основанные на принципах социального научения стратегии взаимодействия: игра, похвала, вознаграждение за желаемое поведение, установление четких правил, дифференцированное внимание (игнорирование), использование мягкого наказания, например, такого как тайм-аут или потеря привилегий.
- В ходе обучения применяются просмотр видеозаписей (виньеток), демонстрирующих реальные ситуации взаимодействия родителей и детей, групповые дискуссии и ролевые игры, моделирование типичных ситуаций и консультирование. Для обеспечения обратной связи используется видеозапись занятий.
- Особое внимание уделяется генерализации приобретаемых навыков. Для этой цели используются домашние задания и другие тактики.
- В процессе занятий ведется постоянная регистрация позитивных сдвигов, отмечаются достижения родителей и при необходимости вносятся коррективы.
- Участие в тренинге позволяет родителям пересмотреть свои взаимоотношения в семье, по-новому увидеть возможности их дальнейшего развития.
Занятия проводятся в специально оборудованной комнате с телевизором, видеомагнитофоном, видеокамерой. Участники располагаются на стульях, расставленных полукругом. Тренинг ведут двое руководителей, которые располагаются вместе с родителями. Каждая семья получает специальную книгу для родителей, информационные материалы, в том числе в форме заметок, например, на холодильник; для выполнения домашних заданий родители обеспечиваются комплектами методических материалов.
Каждое занятие начинается с приветствия и обсуждения домашнего задания. Основная часть состоит из тематического сообщения, просмотра видеосюжетов (виньеток), в которых демонстрируются образцы неэффективного и эффективного поведения родителей в типичных ситуациях детско-родительского общения. Стратегии поведения обсуждаются в группе и проигрываются в ролевых играх. В конце занятия участники получают новое домашнее задание, подводятся итоги встречи, ставятся цели на следующую неделю.
Перед началом занятий родители проходят психологическое тестирование по методике Шейлы Айберг (ECBI - Eyberg Child Behavior Inventory). Повторное тестирование проводится по окончании работы в группе, затем через год, 3 года, 6 лет, 10 лет.
Выбор данной диагностической методики был обусловлен рядом ее особенностей. Опросник является одной из немногих стандартизированных шкал, основанных на родительской оценке, предназначенных для оценки поведенческих проблем у детей и подростков. Достоинством опросника являются легкость проведения, подсчета итоговых показателей и интерпретации. Методика позволяет оценивать нарушения поведения детей в широком возрастном диапазоне, обеспечивает возможность, как стандартизации шкальных оценок, так и качественного анализа детского поведения на основе оценки отдельных пунктов.
ECBI содержит две шкалы:
1) Шкала выраженности нарушений поведения.
Перечень из 36 кратких описаний конкретных проявлений проблем в поведении (например, «Тратит много времени на то, чтобы одеться») используется родителями для оценивания детского поведения. По семибалльной вербально-числовой шкале (1 - «никогда», 7 – «всегда») дается оценка того, как часто ребенок ведет себя описанным образом в настоящее время.
Особенности
памяти умственно отсталого ребенка
Активная память, — говорит большой авторитет в изучении отсталого ребенка П.Я. Трошин, — кладет грань между отсталостью и нормой . "Естественная" память великолепна, а "искусственная" — почти нулевая . Все, что окрашено чувством, имеет отношение к личности отсталого, к интересам ...
Другие формы организации обучения
Система уроков, описанная выше, в реальной педагогической практике дополняется целым рядом других форм Организации обучения. К сопутствующим ей формам обучения можно отнести: экскурсии, исследовательские группы, лаборатории, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, Конкурсы, выставки, трудовые неформа ...
Вычисление тройного интеграла по любой области
Общий случаи интеграла, распространенного на тело любой формы, может быть легко приведен к только что рассмотренному. Именно, если функция определена в области ,то вместо нее следует лишь ввести, функцию , определенную в объемлющем прямоугольном параллелепипеде , полагая Этим путем и получаются все ...