6. Чешуи (пленки) склеены с зерновкой, зерна эллиптической удлиненной формы, слегка сдавленные с брюшной стороны - ячмень.
0. Чешуи не склеены с зерновкой (легко снимаются) - 7.
7. Зерна (пленчатые) удлиненные, более широкие в основании и узкие вверху (веретеновидные). Чешуи по поверхности гладкие - овес.
0. Зерна обычно в целых колосках (с цветковыми и колосковыми чешуями). Чешуи с ребрами или килем по поверхности - полба.
8. Зерна голые - 9.
0. Зерна пленчатые - 10.
9. Зерна крупные (более 6 мм длиной), округлые или отчетливо гранистые, иногда вверху заостренные - кукуруза.
0. Зерна мелкие (менее 6 мм длиной), округлые, почти шаровидные - голозерное сорго.
10. Зерна удлиненно - овальные (более 6 мм длиной). Чешуи по поверхности продольно-ребристые - рис.
0. Зерна округлые или слабо удлиненные и заостренные на концах, менее 6 мм длиной. Чешуи по поверхности гладкие - 11.
11. Зерна около 4 – 6 мм длиной. Чешуи плотные, кожистые, блестящие - сорго.
0. Зерна менее 4 мм длиной. Чешуи хрупкие, глянцевые или у некоторых мелкозерных видов только тускло - блестящие - просо.
Важнейшие отличительные признаки зерен хлебных культур приведены в таблице 3 в отдельности для хлебов первой и второй групп.
Учащиеся должны занести таблицу 1 в тетрадь.
Таблица 1 Отличительные признаки зерен хлебных злаков
Культура |
Пленчатость |
Форма |
Поверхность зерновки |
Окраска |
Хохолок |
Хлеба первой группы (на брюшной стороне имеется бороздка) | |||||
Пшеница |
Обычно голые, реже пленчатые, не сросшиеся с чешуями |
Продольно-овальные, яйцевидная |
Гладкая |
Белая, ярко-оранжевая, красная |
Имеется, иногда слабо заметен |
Рожь |
Голые |
Удлиненная, к основанию заостренная |
Мелко-морщинистая |
Серовато-зеленая, желтая |
Имеется |
Ячмень |
Пленчатые, сросшиеся с чешуями, редко голые |
Эллиптическая, удлиненная, с заострениями на концах |
Гладкая |
У пленчатых желтая или черная, у голых -желтая, часто с оттенком |
Имеется |
Овес |
Пленчатые, не сросшиеся с чешуями, редко голые |
Удлиненная, суживающаяся к верхушке |
С пленками гладкая, без пленок с волосками |
В пленках – белая, желтая, коричневая, у голых – светло - желтая |
Имеется |
Хлеба второй группы (на брюшной стороне бороздка отсутствует) | |||||
Кукуруза |
Голые |
Округлая, гранистая, реже вверху заостренная |
Гладкая или морщинистая |
Белая, желтая, красновато–коричневая |
Отсутствует |
Просо |
Пленчатые |
Округлая |
Гладкая, глянцевитая |
Кремовая, желтая, красная, коричневая, серая, черная и др. |
-//- |
Сорго |
Голые и пленчатые |
-//- |
Гладкая блестящая |
Белая, кремовая, красная, коричневая |
-//- |
Рис |
Пленчатые |
Удлиненно - овальная |
Продольно - ребристая |
Соломенно – желтая, коричневая |
-//- |
Требования к учителю, ведущему факультативные занятия
Факультативные занятия обычно посещают школьники, интересующиеся математикой, проявляющие способности к этой науке. Поэтому возрастают требования к профессионализму учителя, к его личностным и организаторским качествам. А.Н. Колмогоров писал, что от преподавателя математики требуется не только твер ...
Объекты социально-педагогической деятельности
Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект. В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь: · дети-инвалиды, · дети-сироты, · дети-правонарушители, · дети группы риска, · та категория подростков, которая требует помощи в процессе ...
Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может с ...