Разработка занятия по основам растениеводства в ПТУ

Новое образование » Разработка занятия по основам растениеводства в ПТУ

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

Главный принцип обучения - широкая наглядность. Необходимо выработать у учащихся хорошее представление изучаемого предмета. Для этого по всему набору культур необходимо иметь красочные таблицы, рисунки, фотографии, гербарий, сноповой материал, живые растения, выращиваемые на пришкольном участке, в сосудах с почвой, в близлежащих хозяйствах, в кинофильмы, снятые по технологии возделывания.

Основная цель обучения основам растениеводства в ПТУ - ознакомить учащихся с основными культурами в сельском хозяйстве, которые используют с целью получения продуктов питания, сырья для легкой, пищевой и медицинской промышленности, кормов для животных и т.д.

Поэтому целью нашей работы являлось на примере проростков яровой пшеницы разработать занятие по основам растениеводства в ПТУ.

Поставленная цель определила задачи:

Провести изучение сортов яровой пшеницы разных групп спелости по длине проростка, колеоптиля и главного корня.

На основе анализа коэффициента симметрии определить срок посева исследуемых сортов яровой пшеницы.

На примере проростков яровой пшеницы разработать занятие по основам растениеводства в ПТУ.

Яровая пшеница является главной зерновой культурой Восточной Сибири. Она, практически, во всех районах Красноярского края способна формировать зерно высоких технологических и посевных кондиций.

Исторический опыт сибирского хлебопашества показывает, что как до революции, так и после нее сибирские крестьяне использовали для хлебопечения муку собственного помола из зерна, выращенного в местных условиях (Ведров, 1998).

В сложных природно-климатических условиях Сибири, отличающихся экстремальностью климата при снижающемся уровне плодородия и изменяющихся технологиях возделывания культур, к сорту предъявляются все более высокие требования. И не только потому, что созданные и возделываемые сорта не обладают достаточной устойчивостью и стабильностью урожая, высоким качеством продукции, но и потому, что они утрачивают эти свойства в ходе возделывания. Вновь выводимые сорта должны быть не только высокоурожайными, но и стабильными, то есть резко не снижать урожаев в неблагоприятные по метеорологическим условиям годы, каких в Сибири больше, чем благоприятных. Создание иммунных сортов позволит обеспечить не только стабильность и качество продукции, но и будет благоприятно способствовать улучшению экологической обстановки в регионе, снижая пестицидную нагрузку на окружающую среду (Шаманин, 2003).

Из богатого видового разнообразия в сельскохозяйственном производстве распространены два вида пшеницы – мягкая и твердая.

Наибольшие площади занимает мягкая пшеница – Triticum vulgare или Triticum aestivum.

Яровая пшеница – растение длинного дня. При продвижении ее с севера на юг продолжительность вегетации удлиняется.

Пшеница – однолетнее монокарпическое растение. По длительности жизненного цикла пшеницы разделяют на озимые, яровые, полуозимые формы и так называемые двуручки.

При всем многообразии жизненного цикла различных видов, разновидностей, экологических групп и морфофизиологических типов пшеницы физиологами установлен ряд общих морфологических и физиологических признаков, характеризующих онтогенез пшеницы. К их числу относятся: а) основные фенологические фазы развития и роста растений; б) возрастные периоды; в) стадии развития; г) этапы органогенеза. Все они тесно взаимосвязаны.

Жизненный цикл, или онтогенез, пшеницы, как и всех покрытосеменных растений, начинается с момента появления оплодотворенной яйцеклетки – зиготы – и завершается естественной смертью организма (особи). В сельскохозяйственной практике онтогенез часто определяют от начала прорастания семени до отмирания растений.

Онтогенез у пшеницы складывается из двух периодов.

Первый период – формирование корней, стебля, листьев – вегетативных органов, или вегетативной сферы растений, выполняющей важнейшие функции питания, дыхания, водообмена, синтеза и передвижения веществ в организме; второй период – формирование генеративных органов, или органов размножения растений – колоса, колосков, цветков, зерновок, семян.

Первый период часто определяется как фаза вегетативного роста, а в торой как фаза генеративного развития растений. Формирование каждого органа связано не только с ростом, но и с развитием генеративных органов и растения в целом. Значительно полнее отражают переход от вегетативного развития к генеративному фенологические фазы развития и этапы органогенеза.

Фенологические фазы.

Фенологические фазы, как известно, характеризуются в жизненном цикле появлением новых органов и рядом внешних морфологических признаков. Для пшеницы приняты следующие фенофазы: 1) набухание семян; 2) прорастание семян; 3) всходы; 4) появление третьего листа; 5) кущение; 6) выход в трубку; 7) стеблевание; 8) колошение; 9) цветение; 10) молочная спелость; 11) восковая спелость; 12) полная спелость. Фазы 1, 2, 6 и 7 не всегда отмечаются.

Возрастные периоды.

В соответствии с принятой возрастной периодизацией жизненного цикла у пшеницы, следует выделить пять возрастных периодов, характеризующихся рядом физиологических и структурно-морфологических особенностей.

Первый возрастной период – эмбриональный – от начала образования зиготы до завершения процессов формирования зародыша, особенно к прорастанию. Чаще всего этот период проходит еще на материнском растении и завешается полной спелостью и уборкой урожая.

Второй возрастной период – формирование проростка. Все органы в этот период – корни, листья, зачаточный стебель – являются зародышевыми, образовавшимися за счет материнских веществ. Продолжительность этого периода у пшеницы варьирует в зависимости от вида и морфофизиологического типа от 5 до 15 дней и больше (Реймерс, Илли, 1978).

Третий возрастной период – ювенильный. Характеризуется формированием вегетативных органов (листьев, стебля, корней), ветвлением подземных узлов стеблей (кущением), а также закладкой осевых (вегетативных) органов соцветия и его разветвлений. Ювенильный период часто называют виргинильным (девственным), отмечая тем самым неспособность растений в это время к формирования органов плодоношения. Длительность этого периода варьирует от 160 до 270 дней у озимых сортов и от 15 до 25 дней у скороспелых яровых сортов пшеницы.

Четвертый период – половозрелость, или зрелость. Характеризуется формированием органов размножения, начиная от дифференциации археспориальных клеток в тканях пыльника и семяпочки и кончая образованием зиготы.

Пятый возрастной период – старение и отмирание. Связан с формированием зерновок и завершается в фазу полной спелости и отмирания материнского растения (Овчаров, 1976).

Стадии развития.

Стадии развития пшеницы – это качественно переломные периоды в онтогенезе растений. Семена необходимых условий внешней среды в процессе онтогенеза характеризуют переход растений от одной стадии к другой. Комплекс, который необходим для каждой стадии, определяется теми ведущими экологическими условиями, в которых формировались виды, разновидности и сорта пшеницы. Семена необходимых для развития факторов, как и продолжительность каждой стадии, обусловлена всей предыдущей родовой, видовой и сортовой историей.

Длительность стадий – величины сравнительно постоянные и варьируют в незначительной степени в наиболее типичных условиях выращивания растений как для данного вида пшеницы и его морфофизиологических типов, так и для каждого сорта (Куперман,1974).

При резко отклоняющихся условиях скорость прохождения стадий развития у пшеницы моет изменяться от минимальной (при наиболее оптимальных для развития условиях) до бесконечно большой (при предельных их границах, необходимых для развития на данной стадии).

Исследования стадийного развития дают основание предполагать существование пяти основных стадий развития у пшеницы: первая стадия - яровизация; вторая стадия - фотостадия; третья стадия - спектростадия; четвертая стадия и пятая стадия (Кулешов,1951).

Этапы органогенеза.

Исследованиями (Куперман, 1974) установлено, что формирование каждого органа, как и целостного растения пшеницы, проходит этапами. В процессе органогенеза наблюдается определенная последовательность в прохождении этапов. По этапам органогенеза можно со сравнительно высокой степенью достоверности судить о том, в каком возрастном периоде на какой стадии развития находится растение.

В развитии однолетнего побега пшеницы выявлены 12 основных этапов органогенеза.

На первом этапе органогенеза формирование побега пшеницы начинается с образования инициальных клеток промеристемы. Из этих клеток формируется первичная образовательная ткань конуса нарастания – меристема, которая дает начало зачаткам зародышевых листьев и зародышевого стебля. Форма конуса нарастания у пшеницы на первом этапе куполообразная, слегка вытянутая.

Второй этап характеризуется дифференциацией основания конуса нарастания на зачаточные узлы, междоузлия стебля и зачатки стеблевых листьев. В пазухах зачаточных листьев закладываются бугорки – зачатки побегов второго порядка. У пшеницы они развиваются только в пазухах листьев подземных узлов стебля (процесс кущения). Вышележащие зачатки боковых побегов в нормальных условиях не развиваются.

Третий этап – процесс дифференциации главной оси зачаточного колоса и зачаточных кроющих листьев-брактей. На этом этапе образуются сегменты (зачаточные членики) колоса.

Четвертый этап характеризуется появлением на зачаточной оси колоса конусов нарастания второго порядка. Это зачаточные колоски.

На пятом этапе органогенеза идут процессы формирования цветочных бугорков и дифференциация зачаточных бугорков покровных и генеративных органов. В конце этого этапа возникают новообразования – спорогенные ткани – археспориальные клетки.

Шестой этап характеризуется процессами микро- и макроспорогенеза. На этом этапе отмечается усиленный рост колосковых чешуй, цветковых чешуй и завязи.

С переходом к седьмому этапу развиваются мужской и женский гаметофиты. Одновременно идет усиленный рост члеников колосового стержня, вытягиваются в длину колосковые и цветочные чешуи, начинается гаметогенез.

Восьмой этап совпадает с фенофазой – колошение. На этом этапе идет завершение процессов гаметогенеза и формирование колоса, цветков.

Девятый этап – цветение, оплодотворение и образование зиготы.

Десятый этап характеризуется процессом роста, и формирования зерновки органов семени. В семени на этом этапе идут процессы дифференциации зародышевых органов.

Одиннадцатый этап характеризуется накоплением питательных веществ.

Этот этап у пшеницы совпадает и фазой молочной спелости.

На двенадцатом этапе идут процессы превращения питательных веществ в запасные вещества зерновки (семени). Этот этап определяет фенофазу восковой спелости и завершается полной спелостью семян пшеницы.

Таким образом, в ходе онтогенеза у растений пшеницы протекают одновременно разные процессы – возрастные, стадийные и органообразовательные.

Важным хозяйственным показателем пшеницы является архитектоника или габитус растения, она определяется направлением селекции, зависящим, в свою очередь, от почвенно-климатических условий зоны (Н. Г. Ведров, 1998).

Анализируя литературные данные по этому вопросу, можно отметить стремление селекционеров при создании сортов интенсивного типа к снижению высоты соломины и увеличению Кхоз. В.Ф. Дорофеев (1975) считает, что для современного высокоинтенсивного земледелия, а также для условий орошения идеальным сортом пшеницы может быть только короткостебельный, хорошо противостоящий полеганию и обеспечивающий высокий урожай зерна.

Однако в засушливых условиях Восточной Сибири отношение к этому признаку должно быть иным, чем при создании сортов интенсивного типа.

Жесткие условия засухи позволяют пшенице с обычной длиной соломины формировать только карликовые растения, высота которых даже на пару не превышает 50-60 см, а по зерновому предшественнику – 30-40 см.

Оптимальной высотой соломины пшеницы в Восточной Сибири следует считать 80-90 см.

Короткостебельные сорта мексиканской, американской и индийской селекции, сортоиспытание которых проводилось в Восточной Сибири, не оправдали надежд, на них возлагавшихся. Только во влажные годы они могли формировать урожай на уровне Скалы, в засуху уступали ей по урожайности (Н. Г. Ведров, 1998).

Как показано Ю. А. Гужовым (1974), селекция и короткостебельность сопряжены с серьезными трудностями, которые вызваны необходимостью преодоления отрицательных корреляций между укорочением длины стебля и снижением веса надземной биомассы растения, с одной стороны, и урожая зерна – с другой.

Рассматривая проблему устойчивости яровой пшеницы к полеганию, следует иметь в виду, что в Восточной Сибири наблюдается преимущественно прикорневое полегание или ветровая, поэтому наряду с прочностью соломины устойчивость к полеганию определяется мощностью развития корневой системы и характером её сцепления с почвой.

Сорта яровой пшеницы для засушливых условий должны иметь хорошую облиственность – 20.0-20.5 тыс. м2/га. Листовая поверхность должна долго и интенсивно работать. Хорошее сохранение листьев верхних ярусов при засухе обеспечивает нормальную выполненность зерна.

Колос пшеницы для Восточной Сибири должен быть рыхлым или средней плотности. В плотном булавовидном колосе, во-первых, формируется невыровненные по размерам зерна, а во-вторых, такой колос плохо просыхает в условиях прохладной ненастной осени, часто наблюдающейся в местных условиях (Я. Лелли, 1980).

В настоящее время в Восточной Сибири возделываются преимущественно сорта безостых разновидностей, из которых ведущее место занимает разновидность лютесценс. По литературным данным, ости вносят существенный вклад в фотосинтез растений, компенсируют потерю работы верхних листьев в годы эпифитной бурой ржавчины, способствуют лучшему просыханию валков при раздельной уборке. По исследованиям В. П. Шаманина (1994), на изогенных линиях Новосибирской 67 показана их положительная роль в засухоустойчивости и урожайности. Однако, с другой стороны, ости значительно ухудшают кормовые достоинства соломы и ухудшают качество работы молотильных и очистительных органов комбайнов, вероятно, поэтому безостые сорта и занимают ведущую роль в производстве (Н. Г. Ведров, 1998).

Результат учебно - воспитательного процесса основам растениеводства в ПТУ во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно себе представить современного учителя не использующего в своей практике других дополнительных пособий, кроме учебника. Учитель, заинтересованный в успешном усвоении материала учащимися, постарается максимально обогатить урок, используя разнообразные средства обучения.

Так как в экологическом образовании сегодня отсутствуют общепризнанные стандарты, очень важна активность самих преподавателей – их поиск, находки, методические открытия. Необходимо поддерживать, развивать, а также приветствовать негосударственные формы обучения, "круглые столы", выпуск и издание материалов, обобщающих опыт других образовательных и общественных организаций – находить связь с международными программами экологического образования и воспитания ("Зеленый Крест", ЮНЕП, ООН).

Экологическое образование должно охватывать всех членов общества, оно должно быть адаптировано к различным социально-экономическим и культурным условиям, особенностям жизни современного человека, учитывать региональные и национальные различия.

Методика преподавания растениеводства уделяет большое внимание работе на опытном участке для изучения культуры. Здесь совершенствуются знания учащихся по биологии культуры, т.е. потребности культуры в тепле, влаге, пище и свете. Проводятся фенологические наблюдения, отмечаются особенности поведения растений в условиях различного увлажнения, ведутся другие наблюдения по интенсивности роста, устойчивости к вредителям и болезням и т.д.

На основе знаний биологии культуры осуществляется ее агротехника на пришкольном участке, которая по срокам посева и посадки, расположению рядков и т.д. отвечает агротехнике в условиях производства.

Постановка опытов должна быть с учетом интереса учащихся. Для этого следует ставить задачи исследования таким образом, чтобы сами учащиеся высказывали свое личное мнение по теме исследовательской работы.

Значительный интерес представляет у учащихся изучение сортов, видов и разновидностей. Учащиеся самостоятельно проводят первоначальный сравнительный анализ культур по морфологии. Методика практических работ по растениеводству может быть использована на уроках природоведения и естествознания (Дмитриев,2004).

Существует две категории учебных умений и навыков. Первую составляют общие умения и навыки, которыми должны обладать все учащиеся. Например, способность читать так, чтобы потом воспроизводить содержание текста и вместе с тем высказывать новые мысли на основе прочитанного, а так же отмечать существенное от второстепенного. Вторая категория учебных умений и навыков связана с конкретными способами осуществления учебно – познавательной деятельности, которые лежат в основе той или иной учебной дисциплины(Кукушкин,2002; Хамблин, 1986)

Общие учебные умения и навыки образуют фундамент, на котором вырабатываются конкретные, специальные навыки и умения. Умения и навыки не представляют собой какого бы то ни было набора процедур или предписаний, которые школьники должны принять как данность, не подлежащую сомнениям (Немов,2001). Конструктивное формирование общеучебных умений и навыков требует знакомства с самыми различными способами действия. Учеников следует побуждать к самостоятельным поискам способов экспериментирования, к использованию средств, которые представляются им наиболее подходящими и удачными. Не следует навязывать одного единственного способа учебной работы: важнее помочь ученику сформировать свой собственный стиль учения, в котором находит выражение его личность и который отвечает его потребностям. Это вытекает из того очевидного обстоятельства, что индивидуальные предпочтения и установки обуславливают способ учения. Одни учатся лучше при использовании образных или графических средств, другим доступнее словесные разъяснения. Ограниченные возможности контактов с учениками на уроке не позволяют учителю в полной мере помочь детям осознать свои предпочтения в выборе способов учебной работы и выработать свой собственный продуктивный стиль учения. Ко времени, когда ученик поступает в выпускной класс, учебные умения и навыки должны стать основой для осуществления исследовательского подхода к выбору способов мышления и метода решения проблем.

Тщательно разработанные программы по руководству, обеспечивающие овладение кругом учебных умений и навыков, а также изменения в отношении учащихся к учебной деятельности не только выполняют для некоторых детей компенсаторную функцию, но и является одним из слагаемых решения основной задачи – создания учебной атмосферы, способствующей максимальным достижениям каждого ученика.

Весьма полезным является осуществленное американскими психологами разграничение индивидуальных возможностей учащихся и особенности в их учении. Блум доказывает, что представление о врожденных внутренних качествах обучающегося в отрыве от овладения им соответствующими знаниями и умениями носит мистический и не поддающийся анализу характер. На установки и навыки, необходимые для осуществления той или иной конкретной учебной задачи, легче воздействовать на всех стадиях обучения в средней школе.

В середине 60-х годов американские педагоги Дж.Паркер и Л.Рубин отмечали, что характерной чертой разработки учебных программ является игнорирование самих процессов осуществления учебной деятельности. В последующие годы происходило известное смещение акцентов с пассивных на активные способы приобретения знаний, признание необходимости обеспечить учащимся возможность применения усвоенных сведений в новых условиях (важность переноса знаний в других обстоятельствах)( Хамблин,1986).

Не менее важно уделить внимание и планомерному формированию общенаучных умений и навыков, составляющий выбор которых позволяет детям справиться с той или иной конкретной задачей. В работе Блума подчеркивается необходимость обеспечить учащимся обратную связь с первых же шагов выполнения новой учебной задачи, это в равной мере относится и к учебным навыкам и умениям. Поэтому учебные умения и навыки следует формировать в условиях систематической работы в специально отведенное время под руководством наставника.

Существуют общеучебные умения и навыки, которые следует формировать на каждом уроке:

слушание (умение воспроизводить полученные знания);

чтение (умение воспроизводить усвоенное и делать содержательные выводы, а также выдвигать новые идеи на основе прочитанного);

оформление работы (часто этот навык упускается и в должной мере не формируется у школьников. Он связан с усвоением изучаемого материала, осуществлением результативности своей деятельности );

выполнение домашнего задания продуктивными способами (систематическое обучение этим способом необходимо, чтобы избежать возникновения у детей негативного отношения к школе);

планирование и постановка целей (этот навык является важнейшим, причем в его формировании существенную роль играет поддержка сверстников);

ответы на вопросы (эти умения требуют непрерывного внимания);

повторение и подготовка к контрольным работам (рассматривается с учетом возрастных особенностей);

ведение записей (характерная область пробелов и упущений);

самопознание и формирование мотива достижения цели;

оценка (учеников необходимо учить самооценке собственной работы)( Кукушкин,2002; Хамблин, 1986).

Методика преподавания растениеводства раскрывает собирательное значение этой дисциплины. В общих теоретических вопросах подчеркивается, что в основу биологии и технологии возделывания любой культуры кладутся исследования по физиологии, почвоведению, метеорологии, агрохимии, защите растений и другим дисциплинам (Дмитриев,2004).

Новые статьи:

Как подготовить рабочий план проведения исследований, включающий этапы исследований, оценку затрат времени и выбор источников информации
Организационно-методический план, фиксирующий основные этапы работы в соответствии с программой исследования, содержащий указание календарных сроков, материальных и людских затрат, необходимых для достижения конечных целей. Составляется после завершения разработки программы исследования и необходим ...

Развитие речи ребенка на четвертом году жизни
К концу 4-го года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-200 слов. В речи детей этого возраста кроме существительных и глаголов все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки ...

Экспериментальная работа по развитию активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и лексических упражнений
А. Констатирующий эксперимент 1) База исследования и методика констатирующего эксперимента База исследования – ДОУ «Детский сад» (компенсирующего вида) № 13 г. Снежинска Челябинской области. В эксперименте участвовало 6 детей старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок обследовался индивидуально. ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru