Большая печь, а маленькая .
Большой дом, а маленький .
Большой стол, а маленький .
Большая ложка, а маленькая .
Большое яблоко, а маленькое .
Задание 2.
Установить, умеет ли ребенок образовывать относительные прилагательные от существительных.
Логопед предлагает ребенку закончить каждое из словосочетаний, например: дом из кирпичей . (кирпичный)
Подушка из пуха
Варенье из груш .
Лапа волка .
Сок из апельсина
Задание 3.
Установить, понимает ли ребенок значение префиксальных изменений глагольных форм. На картинках изображаются противоположные действия, название которых выражаются одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок. Ребенку предлагается показать:
Где мальчик входит, а где выходит?
Какая девочка наливает воду, а какая выливает?
Какой мальчик одевается, А какой раздевается?
Где машина подъезжает, а где уезжает?
Где девочка идет, а где пришла?
Для исследования синтаксической структуры предложения, было предложено детям составить предложение по картинке.
Результаты констатирующего эксперимента
Исследование грамматического строя речи включало изучение навыков словообразования, словоизменения, а также конструировать предложения.
Особенности грамматического строя речи у разных групп учащихся представлены в таблице 1.
Таблица 1. Особенности грамматического строя речи у испытуемых, в %
Испытуемые |
средний результат | ||||
словообразование |
словоизменение |
конструирование предложений | |||
1-2 слова |
3-5 слов |
6-8 слов | |||
Дети с трудн. в обучении |
58 |
61 |
10 |
60 |
30 |
Учащиеся массовой школы |
85 |
93 |
- |
100 |
80 |
Анализ полученных результатов показывает, что у детей с трудностями в обучении наблюдаются сложности на синтаксической основе при конструировании предложений.
Среди морфологических нарушений преобладают ошибки в словообразовании (42%, правильно выполненных заданий 58%)
Таким образом, у детей с трудностями в обучении наблюдается нарушение грамматического строя речи, которое проявляется в нарушении морфологических и синтаксических ошибок.
Характеристика морфологических нарушений грамматического строя речи
С целью выявления особенностей грамматического строя мы прежде всего изучили строение морфологической системы языка у испытуемых.
Характеристика взятых для исследования сортов яровой пшеницы
В качестве исходного материала для исследований взяты сорта яровой пшеницы различных экотипов и групп спелости. Тулунская 12 – стандарт. Выведен на Тулунской ГСС методом индивидуального отбора из гибридной популяции Бирюсинка х яровая форма из Безостой 1. Разновидность лютесценс. Автор сорта А.Е. Ю ...
Сценарий мероприятия по актуальным проблемам подросткового возраста "Дороги,
которые мы выбираем"
В конкурсе принимают участие ученики 9 - 11-го класса. Соревнуются 2 команды по 12 человек. Члены команды: капитан ; пресс-центр – 2 чел.; выездная бригада – 3чел.; члены команды – 6 чел. Задание командам: придумать название, девиз. Домашнее задание: размышление на актуальную тему: “Как снизить рас ...
Испарение и кипение. Удельная теплота парообразования
Испарение — процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное (пар). Процесс испарения является обратным процессу конденсации (переход из парообразного состояния в жидкое. Испарение (парообразование), переход вещества из конденсированной (твердой или жидкой) фазы в газообразную (пар); ф ...