Для разрешения выделенных проблем и обоснования совокупности психолого-педагогических условий нами в дальнейшем был проведен формирующий этап эксперимента.
Цель формирующего эксперимента – развитие нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования.
Задачи:
1) развивать нравственные потребности воспитателя дошкольного образовательного учреждения;
2) формировать потребность в профессиональном самообразовании у воспитателя дошкольного образовательного учреждения;
3) способствовать профессионально-нравственному самоопределению воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
На основании анализа научных работ мы составили модель профессионально-нравственной самообразовательной деятельности воспитателей (табл. 2.7.).
Таблица 2.7
Модель профессионально-нравственной самообразовательной деятельности воспитателей
Цель – личностное и профессиональное самосовершенствование | ||||||||||||||
Функции профессиональная самообразовательная деятельность | ||||||||||||||
Дополняет, углубляет, уточняет и расширяет профессиональное образование |
Способствует формированию стиля профессиональной деятельности |
Обеспечивает осмысление передового педагогического опыта и собственной профессиональной деятельности |
Направленно на самопознание и самосовершенствование | |||||||||||
Компоненты | ||||||||||||||
Мотивационный – осознание личностной и общественной значимости непрерывного самообразования, наличие стойких познавательных интересов, чувства долга и ответственности. |
Нравственно-волевой – положительное отношение к процессу самообразования, любознательность, критичность, трудоспособность, ответственность. |
Когнитивный – общеобразовательные и профессиональные знания и умения их применять. | ||||||||||||
Организационный – умение планировать время и работу, умение перестраивать систему деятельности, умение работать в библиотеке, быстро ориентироваться в современной классификации источников, вландение приемами различной фиксации прочитанного. |
Процессуальный – умение ставить и решать познавательные задачи, самостоятельность, оперативность, наблюдательность, способность к анализу и синтезу, обобщениям, креативность, умение слушать, умение выделять и усваивать определенное содержание, умение контроля и самоконтроля. | |||||||||||||
Коммуникативный – умение взаимодействовать с детским и педагогическим коллективами. |
Рефлексивный – комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке профессиональной деятельности. | |||||||||||||
Виды профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Фоновое общеобразовательное |
Фоновое педагогическое |
Перспективное педагогическое |
Актуальное педагогическое | |||||||||||
Формы профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Организованные – курсы, система повышения квалификации, методическая работа, система заочного обучения. |
Самостоятельное – самообучение, исследовательская работа. | |||||||||||||
Источники профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Общеобразовательная и специальная литература, периодические издания, средства массовой информации, изучение передового педагогического опыта, экскурсии, семинары, общение, тренинги. | ||||||||||||||
Уровни профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | ||||||||||||
Результат профессиональной самообразовательной деятельности | ||||||||||||||
Профессиональная компетентность |
Высокий общекультурный уровень |
Повышение результативности педагогической деятельности |
Повышение уровня педагогического мастерства и творческого отношения к профессиональной деятельности | |||||||||||
Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала народных
сказок
Рассмотрим классификацию сказок. Она с некоторыми вариантами присуща сказкам всех народов. Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных. Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человечес ...
Специфика культурно-досуговой деятельности детей
В рамках культурно-досугововй деятельности значение эстетического фактора является одним из центральных, однако, ценностноориенированное преобразование человеческой личность средствами социокультурной деятельности весьма сложный и многоаспектный процесс. Вопросы, связанные с изучением личности, при ...
Сущность непрерывного образования
Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжени ...