В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты людей, происходит разрушение нравственных ценностей, деформация традиционных для России моральных норм и нравственных установок. Нравственные ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности человека происходит в сфере образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Педагог − не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Новые характеристики воспитательного процесса обусловливают и новые требования к педагогу, к его профессиональной подготовке, поэтому в профессиограмме ведущее место занимает нравственная позиция педагога − система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру.
Актуальной задачей науки и практики является обеспечение дошкольного образования кадрами нового поколения педагогов, представляющих российскую культуру на высоком уровне духовности и нравственности. Педагогу дошкольного образования отводится особая роль, поскольку личность взрослого − «мощный фактор развития личности ребенка» (В.А. Петровский). Освоение ребенком нравственных норм и правил осуществляется через воспитателя, его личность, его культуру и его нравственную позицию.
Развивающаяся личность находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных нравственных норм и правил. В связи с этим система образования не может ограничиваться только трансляцией социокультурных норм и готового знания. Назначение ее состоит в том, чтобы создать необходимые условия для формирования нравственной позиции, а также в воспитании личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему нравственных ценностей, реализовать свою «Я-концепцию».
Нравственная позиция – это отношение к детям, коллегам, мотивы выбора педагогической профессии и мотивы педагогической деятельности, выбор целей и средств педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных ролей может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его нравственной позиций.
Большое значение при изучении вопроса о содержании позиции педагога имеют исследования психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др.
Для того чтобы человек мог уверенно и достаточно обоснованно занять определенную нравственную позицию в каждом конкретном случае, он должен не только знать нормы общественной морали, но и уметь видеть их нарушение отдельными людьми или целыми группами, уметь раскрыть мотивы и цели действий этих людей и занять принципиальную позицию, которая реализуется в практической деятельности.
Педагог должен становиться подлинным профессионалом, способным решать задачи общего развития детей своими педагогическими средствами, своим содержанием педагогической деятельности, основанной на нравственных ценностях.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что задача формирования нравственной позиции воспитателя в дошкольном образовательном учреждении решается недостаточно.
Таким образом, нами была выбрана тема дипломной работы «Развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования».
Проблема исследования заключается в выявлении и обосновании психолого-педагогических условий развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования. Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования − процесс развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования − психолого-педагогические условия развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования будет наиболее оптимальным при следующих психолого-педагогических условиях:
− развивать нравственные потребности воспитателя дошкольного образовательного учреждения;
− формировать потребность в профессиональном самообразовании у воспитателя дошкольного образовательного учреждения;
− способствовать профессионально-нравственному самоопределению воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования, сформулированы задачи исследовательской работы:
1. Изучить философские и психолого-педагогические основы развития нравственной позиции воспитателя в профессиональной деятельности.
2. Уточнить понятия «нравственное развитие воспитателя», «нравственное сознание», «нравственная мотивация», «нравственные потребности», «нравственная позиция воспитателя».
3. Определить критерии оценки развития нравственной позиции воспитателя в профессиональной деятельности.
4. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия развития нравственной позиции воспитателя ДОУ в профессиональной деятельности.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: изучение и анализ педагогической, психологической и философской литературы, беседа, наблюдение, анкетирование, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь – октябрь 2010 г.) – теоретико-аналитический. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
Второй этап (октябрь 2010 г. – январь 2011 г.) – опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего эксперимента (октябрь 2010 г.). Проведение формирующего эксперимента (ноябрь – декабрь 2010 г.). Проведение контрольного эксперимента (январь 2011 г.).
Третий этап (февраль – март 2011 г.) – заключительный. Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы. Разработка методических рекомендаций.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
База проведения научного исследования − Детский сад «Ромашка» МОУ «Безыменская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области.
Правовые основы социальной поддержки алкоголезависимых семей, воспитывающих
детей дошкольного возраста
Социальная поддержка алкоголезависимых семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, основывается на нормах международного и российского законодательства. Конституция Российской Федерации признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Права семьи и детей закреплены в сл ...
Принципы и методы отбора содержания курса
информационные технологии
Принципы и методы отбора содержания обучения в вузе на общетеоретическом уровне рассматривались в работах Кузнецова А.А., Кузнецова Э.И. Бешенкова С.А., Жданова С. А, С.А. Архангельского, Е.Л. Белкина, В.И. Кагана, Ю.М. Калягина, В.М. Монахова, А.М. Пышкало и др. По мнению многих авторов, например, ...
Вариативность образовательной системы как предмет
научного исследования
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных вид ...