В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты людей, происходит разрушение нравственных ценностей, деформация традиционных для России моральных норм и нравственных установок. Нравственные ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности человека происходит в сфере образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Педагог − не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Новые характеристики воспитательного процесса обусловливают и новые требования к педагогу, к его профессиональной подготовке, поэтому в профессиограмме ведущее место занимает нравственная позиция педагога − система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру.
Актуальной задачей науки и практики является обеспечение дошкольного образования кадрами нового поколения педагогов, представляющих российскую культуру на высоком уровне духовности и нравственности. Педагогу дошкольного образования отводится особая роль, поскольку личность взрослого − «мощный фактор развития личности ребенка» (В.А. Петровский). Освоение ребенком нравственных норм и правил осуществляется через воспитателя, его личность, его культуру и его нравственную позицию.
Развивающаяся личность находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных нравственных норм и правил. В связи с этим система образования не может ограничиваться только трансляцией социокультурных норм и готового знания. Назначение ее состоит в том, чтобы создать необходимые условия для формирования нравственной позиции, а также в воспитании личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему нравственных ценностей, реализовать свою «Я-концепцию».
Нравственная позиция – это отношение к детям, коллегам, мотивы выбора педагогической профессии и мотивы педагогической деятельности, выбор целей и средств педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных ролей может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его нравственной позиций.
Большое значение при изучении вопроса о содержании позиции педагога имеют исследования психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др.
Для того чтобы человек мог уверенно и достаточно обоснованно занять определенную нравственную позицию в каждом конкретном случае, он должен не только знать нормы общественной морали, но и уметь видеть их нарушение отдельными людьми или целыми группами, уметь раскрыть мотивы и цели действий этих людей и занять принципиальную позицию, которая реализуется в практической деятельности.
Педагог должен становиться подлинным профессионалом, способным решать задачи общего развития детей своими педагогическими средствами, своим содержанием педагогической деятельности, основанной на нравственных ценностях.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что задача формирования нравственной позиции воспитателя в дошкольном образовательном учреждении решается недостаточно.
Таким образом, нами была выбрана тема дипломной работы «Развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования».
Проблема исследования заключается в выявлении и обосновании психолого-педагогических условий развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования. Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования − процесс развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования − психолого-педагогические условия развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования будет наиболее оптимальным при следующих психолого-педагогических условиях:
− развивать нравственные потребности воспитателя дошкольного образовательного учреждения;
− формировать потребность в профессиональном самообразовании у воспитателя дошкольного образовательного учреждения;
− способствовать профессионально-нравственному самоопределению воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования, сформулированы задачи исследовательской работы:
1. Изучить философские и психолого-педагогические основы развития нравственной позиции воспитателя в профессиональной деятельности.
2. Уточнить понятия «нравственное развитие воспитателя», «нравственное сознание», «нравственная мотивация», «нравственные потребности», «нравственная позиция воспитателя».
3. Определить критерии оценки развития нравственной позиции воспитателя в профессиональной деятельности.
4. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия развития нравственной позиции воспитателя ДОУ в профессиональной деятельности.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: изучение и анализ педагогической, психологической и философской литературы, беседа, наблюдение, анкетирование, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь – октябрь 2010 г.) – теоретико-аналитический. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
Второй этап (октябрь 2010 г. – январь 2011 г.) – опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего эксперимента (октябрь 2010 г.). Проведение формирующего эксперимента (ноябрь – декабрь 2010 г.). Проведение контрольного эксперимента (январь 2011 г.).
Третий этап (февраль – март 2011 г.) – заключительный. Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы. Разработка методических рекомендаций.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
База проведения научного исследования − Детский сад «Ромашка» МОУ «Безыменская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области.
Формирующий эксперимент
По результатам констатирующего эксперимента мы отобрали и апробировали дидактические игры, направленные на формирование словаря детей раннего возраста. По каждой игре составили протокол. После проведения серии игр мы можем сказать что, наиболее хорошо дети справились с игрой «Кукла обедает» так как ...
Профессиональное
самоопределение учащихся средствами технологической подготовки
Мы видим следующую цель уроков технологии - самоопределение, развитие и самореализация учащегося в его практической (профессиональной) деятельности, которая с помощью специальных методик (работа с мастером, групповая и индивидуальная рефлексия, личный интерес) тесно связана с индивидуально организу ...
Методические аспекты в преподавание основных
школьных редакторов
Программа PhotoShop представляет собой мощную программу по обработке растровой графики, устойчивую к действиям пользователя. Данное свойство позволяет использовать графический редактор, как в профессиональной деятельности, так и в игровом процессе. Алгоритм работы большинства функций позволяет прос ...