речь логопедический дошкольник принцип
Методические рекомендации разработаны с учетом работ следующих авторов: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Селиверстова и др., а также с учетом программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада".
Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной специальной педагогике. Ведущими из них являются:
- принцип опоры на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в период дошкольного детства в норме;
- овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
- осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением др.
Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами.
Существенными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:
- коррекционное формирование у них нужных языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;
- усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
- формирование речевой практики как основы практического усвоения элементарных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.
При проведении занятий по формированию связной речи я предлагаю учитывать следующие методические принципы:
Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к рассказу).
Постепенная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой подгруппы), но только на уровне фразовых ответов.
Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.
Определенная последовательность опроса детей при рассказывании. Сначала вызываются дети из сильной подгруппы, затем из средней).
Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные логопедические занятия. На групповом занятии такие дети выступают только по достижении ими среднего уровня. Одновременно это является стимулом в обучении.
Работа по формированию у детей навыков связной речи проводится по 2 направлениям:
1) развитие смысловой целостности связных высказываний;
2) овладение языковыми средствами оформления связного текста.
Обучению рассказыванию предшествует работа по развитию лексико-грамматического строя речи, фразовой речи.
Рекомендуется использовать следующие упражнения и задания.
"Только весёлые слова".
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т.д.).
"Автобиография".
Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.
Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе .". (Лампочка).
"Волшебная цепочка".
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов школы VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: - ...
Оценка эффективности работы повышению уровня гуманистических качеств среди
старшеклассников
III этап Оценка эффективности проведенной работы по повышению уровня ценностного отношения к своей семье. (Контрольный эксперимент), который проходил в январе 2009 г. Цель контрольного эксперимента - исследование отношения старшеклассников к семье после занятий по программе Тренинга Гуманистическое ...
Виды чтения, особенности обучения
экстенсивному чтению
В зависимости от цели чтения читающий будет использовать одну из стратегий подхода к работе с текстом или один из типов чтения (чтение по диагонали, «сканирование» текста, интенсивное и экстенсивное чтение). При чтении по диагонали мы пробегаем глазами страницы, чтобы получить общее представление о ...