Все мы прекрасно знаем, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, метод ребёнка в познании мира. Во время игры ребёнок учится общаться со сверстниками, подчиняться правилам, уступать, доказывать своё право в выборе игры. Причины, которые побуждают ребёнка играть, - это, прежде всего любопытство и потребность активно действовать. И одна из основных задач педагога – постоянно поддерживать и развивать эти побуждения. Во что играть – этот вопрос имеет ещё большее значение, чем где и с кем.
Слово – могучий инструмент, которым владеет человек. Умный педагог всегда следит за содержанием игр, что ведут дети. Поэтому, при разработке заданий, игр и упражнений, направленных на овладение ребёнком словообразовательной системой русского языка и на формирование правильного употребления слов, их осознанного выбора, определяемого содержанием высказывания и условием общения, педагог обязан опираться на работы учёных, занимающихся проблемами образной речи, словообразования., изучающих значение выбора языковых средств для произвольного выстраивания связного высказывания, исследующих связь между практическим овладением родным языком и элементарным осознанием явлений языка и речи.
Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем, нормами родного для них языка. Умение найти наиболее адекватные языковые средства, т.е. слова и словосочетания, развивается одновременно с такими качествами, как точность, образность и правильность речи. Необходимость обучения работе со словом как элементом языка его звуковой, смысловой, грамматической сущностью рассматривается как важнейшее условие формирования связной речи и развития творчества детей.
Перед обучением, направленным на формирование у детей представления о синонимах, антонимах, многозначных словах, роли суффиксов в смысловых оттенках значений родственных слов и точности слово-употребления, необходимо знать, как дошкольники используют в самостоятельном высказывании разные части речи, насколько точно ориентируются в смысловых оттенках слов и т.д.
Занимаясь с детьми, материал занятий по звукопроизношению нужно увязывать с материалом занятий по формированию лексико-грамматических средств языка, и наоборот. Такая работа может проводиться как на занятиях по развитию речи, так и вне занятий, в разных видах деятельности. Подобная практика даёт хорошие результаты, а это в нашей работе главное.
Большое значение в работе с детьми отводится играм со словом ведь игра – основная форма деятельности дошкольника.
Игры можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия, успешно использовать в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков. В играх, помимо работы над звукопроизношением, происходит закрепление обобщающих понятий, активное расширение словаря, активизация уже имеющегося словаря, формирование и совершенствование навыков словообразования и словоизменения, дифференциацию согласных звуков. В игровых заданиях закрепляется понимание, значение однокоренных слов существительных: заяц – заинька – зайчишка – зайчище; глаголов: смеяться – засмеяться – высмеять; прилагательных: умный – умненький, слов из синонимических рядов бежать – мчаться, пришли – приплелись; прилагательных: большой – огромный, умный – рассудительный, словосочетаний, в которых слова употребляются в переносном смысле лес дремлет, золотые руки.
Психолого-педагогические особенности обогащения лексического запаса младших
школьников
После того как ребенку исполняется годик, он пытается произносить первые в его жизни слова. Обычно дети начинают говорить в 12-15 месяцев. Это, конечно, не означает, что все у малыша получается четко и складно. Более трудные слова он пока еще не может выговаривать. Однако даже по отдельным, неправи ...
Формы самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного
чтения во 2 классе
Большая часть времени на уроке отводится чтению и работе с текстом. Некоторые учителя считают, что многократным перечитыванием текста на уроке (сначала лучшими учениками, затем «цепочкой», по колонкам, разучивание текста хором и т.п.) можно добиться совершенствования навыков чтения первоклассников. ...
Современная стратегия и тактика обучения родному языку
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Одно из центральных мест в воспитании, обучении и развити ...