Задания и игры направлены на выяснение того, как дошкольники ориентируются в смысловых оттенках слова в словосочетаниях и предложениях.
Цель заданий – выявить, как дети используют оценочную лексику при составлении самостоятельного связного высказывания.
Некоторые дошкольники и без специального обучения понимают оттенки значений слов, зависящие от суффиксов и приставок; чувствуют, как меняется значение слова в зависимости от контекста; знают разные значения многозначных слов и словосочетаний. Но большинство, не умеют выбирать адекватные языковые средства при составлении связных высказываний на предложенную тему, что позволяет сделать вывод: необходимо целенаправленное обучение словообразованию и точному словоупотреблению.
Дежурство по столовой может определять считалка:
Чищу овощи для щей, Да капустный кочешок.
Сколько нужно овощей? Потеснись-ка ты, капуста,
Три картошки, три морковки, От тебя в кастрюле густо!
Луку полторы головки, Раз, два, три, огонь зажжён -
Да петрушки корешок. Кочерыжка, выйди вон!
Ложимся спать, дети просят рассказать сказку. „ Какую сказку? Да, пожалуйста! ”
Жил-был царь Ватута.
Вот и вся сказка тута.
или:
Жили-были два павлина-
Вот и сказки середина.
Жили-были два гуся-
Вот и сказка вся.
Дети возмущаются: „ Вы нам не сказку рассказываете, а присказку ”. Верно. Да ведь без присказки,
Что без полозьев салазки!
Благотворное и развивающее влияние сказки на ребёнка ни у кого не вызывает сомнения. Именно со сказки начинается приобщение к миру большой литературы. Мир детства и мир сказки-совсем рядом, они не возможны друг без друга. Имеет смысл читать детям перед сном небольшую часть литературного произведения. Возможно, сон к ребёнку придёт гораздо быстрее. И так:
Зачинается рассказ от Ивановых проказ.
И от Сивки, и от Бурки, и от вещего каурки.
Конь со златой узды сорвался, прямо к небу поднимался.
Выше леса мчит стоячего, ниже облака ходячего.
Гром по небу прокатился, месяц тучею закрылся…
Мчит по небу конь стрелой навстречу туче грозовой.
Ходит туча и сверкает, гром по небу рассыпает…
Это присказка, пожди: сказка будет впереди.
Дальше читаем главу произведения или часть её.
Поспали, встали. Допустим, по плану в режиме дня, театрализация сказки „ Гуси-лебеди ”. И тут не обойдётся без потешек, прибауток, шуток.
1. Как у наших у ворот собирается народ.
Все со скрипочками да с балалаечками.
Гармоника играет, заливается-
Наш спектакль начинается!
Готовый сценарий можно найти в Д\В №5.2002г .
2. При царе, да при горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан.
В бубен заиграли
В ложки ударяли
Ой, жги-говори
Заиграли ложкари.
3. Гармонист гармонь берёт
И гармонь для нас поёт
Так играет и поёт
Собирает хоровод.
Разработанную учёными систему игр и упражнений, занимавшихся проблемами речи, можно представить в виде шести серий разнообразных заданий.
Первая серия – образование существительных с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, например: дом – домик – домище.
Различать оттенки значений слов, зависящих от суффиксов, учат в игре „ Подбери, слова - родственники”, например: „ Я говорю « рука», а вы – ручка, рученька, если она маленькая, или ручища, если она большая”. Рекомендуемые слова для игры: названия предметов, явлений природы, животных, членов семьи.
Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей
Основной целью занятий в ДОУ является формирование у детей знаний и умений, однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность, операционные стороны мышления, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребенок, у кот ...
Усвоение понятий и восприятие
Анализ концептуальной структуры географии привел к попыткам положить в основу школьного обучения овладение не только ключевыми, но и производными понятиями. Наряду с этим все больше внимания уделяется развитию умений и навыков, поскольку учащимся прививают интерес к применению исследовательских мет ...
Методика разработки концепции воспитательной системы
Модель воспитательной системы образовательного учреждения - это описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, учащиеся и их родители [24]. Этапы создания модели воспитательной системы: 1) Разработка исходной концепции; 2) Создание образа школы, в рамках которой будет строится сис ...