Рассмотрим особенности изучения природных сообществ в программе «Окружающий мир» по системе Л.В.Занкова на примере сообщества леса.
Особенностью данного курса является реализация интегрированного подхода к ознакомлению с окружающим миром. Познание природы осуществляется во взаимосвязи социально-нравственного опыта младших школьников с формированием целостного представления о мире.
Образовательные цели курса разработаны в русле концепции обновления содержания общего среднего образования (начальное звено) исходя из приоритетности задачи общего развития личности младшего школьника, его познавательных и духовных потребностей. Усвоение знаний перестает быть самоцелью и выступает как средство развития личности.
Целью изучения курса является формирование у учащихся начальных классов широкой целостной научной картины мира, которая постепенно, от класса к классу обогащается за счет познания все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний об окружающем мире.
Задачами данного курса являются освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания, ознакомление с проблемами взаимодействия человека с природой, развитие кругозора, наблюдательности, мышления детей, воспитание бережного отношения и любви к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения, нравственных норм отношений младших школьников, а также предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту детей младшего школьного возраста и обеспечивающие его социализацию: наша страна – Россия, государственные символы России, права граждан, источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические ценности.
При изучении учебного материала большое место занимают непосредственные наблюдения учащимися природных объектов и явлений, жизни окружающих людей, знакомство с памятниками духовной и материальной культуры, экскурсии в музеи, библиотеки, к памятным историческим местам.
Программа курса соответствует обязательному минимуму содержания образования. Основаниями отбора содержания и конструирования методической системы учебника служил принцип вариативно-личностной организации обучения. Этот подход обеспечивает вариативность методических приемов, программирует многообразие познавательной деятельности школьников в процессе овладения содержанием. Благодаря вариативности приемов и заданий в учебнике обеспечиваются дифференциация и индивидуализация обучения в соответствии с разным уровнем развития учащихся, познавательными потребностями разных групп школьников, их личностными особенностями.
Работу по курсу «Окружающий мир» обеспечивают учебники и пособия: Товпинец И.П. Я и окружающий мир. Учебник-тетрадь для 1-го класса. М.: Просвещение, 2001; Товпинец И.П., Борзова Н.В., Крылова О.В. Окружающий мир. Учебник для 2-го класса. М.: Просвещение, 2002; Товпинец И.П., Борзова Н.В., Крылова О.В. Окружающий мир в 1-2-х классах. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2001; Товпинец И.П., Крылова О.В. Окружающий мир. Учебник для 3-го класса. М.: Просвещение, 2003.Товпинец И.П., Борзова Н.В. Методические рекомендации по изучению курса «Окружающий мир» в 3-м классе. М.: Просвещение, 2003.
Мы рассмотрим изучение темы «Сообщества» на примере курса Л.В.Занкова по учебнику авторов Товпинец И.П., Крыловой О.В. Окружающий мир (для 3-го класса).
Тема «Сообщества» изучается в разделе «Разнообразие природы на Земле». В разделе «Разнообразие природы на Земле» (14 ч) учащиеся обогащают свои представления о растительном и животном мире жаркого, умеренного и холодного поясов земного шара, знакомятся с природными сообществами леса, луга и водоема, выявляют приспособленность живых организмов к среде обитания, закономерные связи живой и неживой природы. Во все разделы включен материал об экологической целостности природы, выделена идея охраны природы.
Проверка включает уровень применения усваиваемых знаний. Учащиеся выполняют задания на группировку, на систематизацию растений по природным сообществам – леса, луга, болота, поля, искусственного природного сообщества (с использованием гербария, красочных рисунков).
Подраздел учебника знакомит учащихся с природными сообществами. Школьники называют природные сообщества окружающей местности, рассказывают о своих впечатлениях от общения с природой в лесу, у реки или озера. Следует подвести учащихся к раскрытию понятия «природное сообщество». Учитель опирается на накопленные детьми наблюдения природных комплексов. Младшие школьники неоднократно бывали в лесу на экскурсиях, прогулках, во время летнего отдыха; они имеют представление о смешанном лесе, густом ельнике, светлой березовой роще, видели открытые места в речных долинах, заросшие травянистой растительностью, где нередко пасется скот, – это луга. Там не встречается высоких деревьев. Особый природный мир дети наблюдали в окрестностях болота, где преимущественно распространена травянистая растительность, кочки, поросшие жесткой травой осокой, зарослями рогоза. Иногда на болотах растут чахлые невысокие березки, редкие сосновые деревца. Это примеры природных сообществ с особым миром живых обитателей.
Оценка качества дистанционного обучения
Хотя в концепции дистанционного обучения нет ничего нового, усовершенствования в технологиях, на которые оно опирается, крайне усложняют оценку подходов к обучению. Существует некоторые критерии для определения эффективности образовательных программ с применением современных технологий. 1. Во-первы ...
Сущность внеклассной работы, её цели и задачи
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспита ...
Формы самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного
чтения во 2 классе
Большая часть времени на уроке отводится чтению и работе с текстом. Некоторые учителя считают, что многократным перечитыванием текста на уроке (сначала лучшими учениками, затем «цепочкой», по колонкам, разучивание текста хором и т.п.) можно добиться совершенствования навыков чтения первоклассников. ...