Формирование представлений о природном сообществе у учащихся начальных классов посредством сюжетно-ролевой игры

Новое образование » Формирование представлений о природном сообществе у учащихся начальных классов посредством сюжетно-ролевой игры

Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне.

Именно начальная школа является важнейшим этапом интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, восприятие красоты природы, бережное отношение к предметам рукотворного мира - вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

Учить детей законам природы - значит воспитывать поколения, которые будут знать свой дом - родную Мать-Землю, будут разумно строить, разумно мыслить и жить, думая о будущих поколениях.

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников.

Знакомство учеников начальной школы с природными сообществами является важной частью курса «Окружающий мир», так как дети опираются на собственные наблюдения, накопленные знания. Они уже знакомы с местной природой, бывали в лесу, на реке, на лугу. Поэтому сами могут проанализировать увиденное, обобщить свои знания, проанализировать взаимосвязи между группами растений внутри сообщества, между группами животных, а также между совокупностью растений и группами животных. Именно из различных природных сообществ и состоит природа вокруг нас. Тема «Природные общества» требует тщательного изучения в курсе «Окружающий мир». В этом и состоит актуальность выбранной темы.

В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу.

Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.

В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Через игру ребенок познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Объект – процесс формирования представлений о природном сообществе у учащихся начальных классов.

Предмет – формирование представлений о сообществе посредством сюжетно-ролевой игры.

Целью курсовой работы является анализ формирования представлений о сообществе в процессе изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе посредством сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза исследования: Можно предположить, что для активизации интереса к предмету «Окружающий мир», в том числе к теме «Природные сообщества» необходимо преподносить материал в интересной форме. Одной из таких форм, несомненно, является сюжетно-ролевая игра. При этом необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, больше времени проводить с детьми на природе, привлекая к таким занятиям и прогулкам родителей. Считаю, что в форме сюжетно-ролевой игры материал будет интересен и понятен, занятия будут вызывать у школьников только положительные эмоции и желание узнать больше.

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

Рассмотреть теоретические основы формирования представлений о сообществе в курсе «Окружающий мир» в начальной школе;

Изучить процесс формирования экологических взглядов младших школьников, а также содержание экологического образования и воспитания, формирование основных экологических представлений;

Проанализировать психолого-педагогические условия формирования представлений о сообществе у младших школьников;

Провести обзор научно-методической литературы по использованию игр в природоведческой работе с детьми;

Провести анализ изучения сообщества в курсе «Окружающий мир» по системе Л.В.Занкова, показать на примере практического занятия.

Разработать и провести занятие с использованием сюжетно-ролевой игры по теме «Сообщества», провести исследование уровня знаний школьников.

Противоречием данного исследования является то, что важность, необходимость и актуальность экологического образования младших школьников очевидна, но при этом многими как учениками, так и педагогами учебные дисциплины «Природоведение» и «Окружающий мир» являются второстепенными, и изучаются поверхностно.

Необходимо развить в ребенке потребность заботиться о природе, беречь окружающий мир, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.

Методы исследования: анализ литературы, констатирующий срез, экспериментальное обучение, анализ работ учеников, наблюдение за учебным процессом, статистическая обработка данных.

Практическая значимость исследования состоит в том, что был проведен анализ научной и методической литературы по теме исследования, разработан проект урока с использованием сюжетно-ролевой игры по формированию представлений о природном сообществе у учащихся начальных классов, даны практические рекомендации.

Материалы данного исследования могут быть полезны для работы педагогов начальной школы в курсе «Окружающий мир».

Новые статьи:

Детская гиперподвижность и ее причины
Гиперподвижность (гипер – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы) в детском возрасте – явление достаточно распространенное. Важно знать, что гиперподвижность может быть признаком гиперактивности, или заболевания, которое определяется врачами как «синдром дефицита внимания с г ...

Понятие культуры межнационального общения
Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дельнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий ...

Проведение констатирующего этапа эксперимента. Диагностика уровня музыкальной выразительности исполнения у младших школьников
Младший школьный возраст – вершина детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, полная вера в близкого взрослого. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Младший школьный возраст – начало школьной ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru