Изучение природного сообщества в программе «Окружающий мир» по системе Л.В.Занкова

Новое образование » Формирование представлений о природном сообществе у учащихся начальных классов посредством сюжетно-ролевой игры » Изучение природного сообщества в программе «Окружающий мир» по системе Л.В.Занкова

Страница 2

Учитель сообщает, что в природе растения живут не одиночно, а группами, образуя растительные сообщества, которые могут быть как естественными, так и искусственными. В каждом сообществе много различных растений, способных жить совместно в сходных условиях – в ельнике или дубраве, на поле.

Обобщая приведенные детьми описания, учитель вводит определение, что такое природное сообщество (Природное сообщество – это совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих часть суши или водоема, участок леса, ручья, пруда, представляющих собой определенное экологическое единство). Существуют тесные взаимосвязи между группами растений внутри сообщества, между группами животных, а также между совокупностью растений и группами животных. Это понятие учащиеся осваивают в процессе изучения темы по мере накопления и систематизации фактического материала об особенностях разных природных сообществ. Дети называют природные сообщества ближней местности, наиболее типичных представителей растительного и животного мира. Учитель может не ставить задачу полного воспроизведения определения «природное сообщество». Важно, чтобы учащиеся осознали существенные взаимосвязи, экологическое единство всех компонентов в названных природных комплексах.

Достаточно распространенными для территории нашей страны являются природные сообщества леса. В лесу встречаются разные виды растений, животных, которые связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. Вначале следует остановиться на выявлении связей «растения – растения». Учитель, используя накопленные учащимися знания, предлагает назвать самые высокие деревья, которые встречаются в лесу, далее – те виды, которые образуют второй ярус, располагаются ниже. Под пологом деревьев растут кустарники и еще ниже – травы и мхи. Очень важно отметить, что растения в сообществе приспособились получать определенное количество солнечной энергии, а также влаги и не угнетают друг друга. Учащиеся приходят к выводу, что ярусность создается самими растениями и что благодаря ярусности на одной и той же территории растительного сообщества размещается очень большое количество видов растений. По рисункам дети отмечают представителей разных ярусов леса.

Особенно отчетливо ярусное строение выражено в лиственных лесах, а также в сосновых борах. Из текстов школьники извлекают информацию, что растения верхних ярусов всегда более светолюбивы, чем растения нижних ярусов, лучше приспособились к резким колебаниям температуры и влажности. Ветер переносит пыльцу и распространяет плоды, семена. В более нижнем – кустарниковом – ярусе леса могут развиваться лишь сравнительно теневыносливые растения. В то же время кроны высоких деревьев защищают их от резкого перепада температур и ветра.

Еще более теневыносливы растения самых низких ярусов, затеняемые не только деревьями, но и кустарниками. Широкие темно-зеленые листовые пластинки, белая окраска цветков, самоопыляемость свидетельствуют о приспособлении этих растений к жизни в нижних ярусах.

Второй линией раскрытия взаимовлияния природных компонентов в сообществах является характеристика взаимосвязи «растения – животные». Растения – основная пища для растительноядных животных, которые питаются листьями, побегами, почками, хвоей, плодами, семенами. Растения служат не только пищей, но и домом, убежищем для многих животных. В чаще леса устраивают лежку лоси, в дуплах деревьев обустраивают гнезда белки, куницы, дятлы. Из веточек, листьев деревьев вьет свой «гамачок» иволга, скрывая гнездо в листьях берез. Учащиеся приводят известные им факты из жизни лесных обитателей, приносят и показывают всем ребятам иллюстрации.

Учитель побуждает школьников также привести примеры обратной связи «животные – растения», рассказать, например, как животные помогают расселению растений. Ребята вспоминают из прочитанных рассказов, что белки, птицы кедровки делают запасы семян, орехов, которые остаются неизрасходованными и потом прорастают в разных местах. Сойки растаскивают опавшие плоды дуба – желуди, которые, попав на землю, могут дать жизнь новой поросли дубков. Поедаемые дроздами и другими птицами плоды и находящиеся в них семена проходят через кишечник, не теряя всхожести, и расселяются в ареале обитания пернатых. Бабочки, пчелы опыляют растения, насекомые являются также очень важным звеном в воспроизведении популяций растений.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Объекты социально-педагогической деятельности
Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект. В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь: · дети-инвалиды, · дети-сироты, · дети-правонарушители, · дети группы риска, · та категория подростков, которая требует помощи в процессе ...

Статистические методы исследования
Статический пьезомодуль при сжатии. Пьезомодуль при одноосном сжатии d33 определяют по ГОСТ 12370 80. Сущность метода заключается в измерении заряда, возникающего на поверхности образца при приложении (или снятии) статической нагрузки. Схема установки для проведения измерений приведена на рис.2. Он ...

Основные направления развития Российской системы непрерывного профессионального образования
непрерывное образование профессиональное Для определения государственной политики в области непрерывного профессионального образования необходимо сформулировать национальные цели с учетом той ситуации, которая сложилась в современной России. Непосредственной целью модернизации системы профессиональ ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru