Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, оружием человеческого мышления. Человек мыслит словами, произнося их громко или про себя ( внешняя и внутренняя речь ). Вместе с тем речь и мышление – не одно и то же, потому что мышление – отражение в мозгу предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях.
Нельзя ставить знак равенства между умением говорить и умственным развитием ребенка, но речь тем не менее имеет прямое отношение к развитию мышления
Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) возможны только с помощью речи, внешней или внутренней. При этом в процессе анализа и синтеза человек задает себе вопросы, строит различные предложения, рассуждает, приходит к определенным суждениям и понятиям. В процессе этой мыслительной деятельности он прибегает к сравнениям (сопоставление объектов с целью выявления сходства или различия между ними), что является важной предпосылкой обобщения (умозаключение, суждение и понятие). Понятие – одна из форм отражения мира в процессе познания, связанная с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. ( Понятием называют мысль, представляющее собой обобщение и мысленное выделение предметов некоторого класса по их специфическим признакам).
Таким образом, с помощью речи в мышлении формируется понятия, являющиеся единицами мыслительного процесса.
Ко всему этому ребенок начинает приобщаться уже с первых лет жизни, постепенно овладевая речью и определенным раннем детстве наглядно-действенным, в дошкольном детстве – образным, типом мышления в школьном детстве – логическим.
У двух-трех летних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще не отделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое.
Первые обобщения ребенок начинает делать по несущественным признакам. Так например, все мягкое – это «киса» ( кошка ), а все круглое - «лябико» ( яблоко ).
Овладение обобщениями по существенным признакам на 2-3 году жизни является необходимом условием развития мышления.
Обобщение – это новый более высокий уровень мыслительной деятельности, на который ребенок выходит через речь. Обобщение является мыслительным объединением предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Это переход от одиночного к общему, к все более высокому уровню обобщений. Например, от одиночного понятия «огурец» ( или «помидор» ) к понятию «овощ».
Итак, на третьем году жизни ребенка начинается период благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Необходимо особое внимание уделять развитию активного словаря, т.е. побуждать ребенка выражать свои мысли словами.
Специфика изучения ИЯ на старшей ступени
Специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе включает следующие положения: - роль ИЯ как учебного предмета в современной образовательной системе;- специфика обучения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы, основн ...
Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии
Современные условия требуют строить обучение на новых принципах с учетом специфики мышления современного человека. Как отмечают исследователи, в начале XXI в. появились новые подходы не только к обучению, но и образованию вообще. Ученик (школьник, студент) стал относиться к образованию как путевке ...
Характеристика системы
образования Швейцарии
В Швейцарии образование является приоритетом. В стране примерно 1,1 млн. школьников и студентов, она занимает четвертое место в мире по числу нобелевских лауреатов. Швейцария объединяет 26 кантонов, где слились трех языка - немецкий, французский и итальянский. На первом языке говорит 65% населения, ...