Современные условия требуют строить обучение на новых принципах с учетом специфики мышления современного человека. Как отмечают исследователи, в начале XXI в. появились новые подходы не только к обучению, но и образованию вообще. Ученик (школьник, студент) стал относиться к образованию как путевке в жизнь, появилась большая мотивация обучения. Но стратификация общества привела и к стратификации образования. Поэтому обучение в общеобразовательных школах стало варьироваться в зависимости от материальных возможностей родителей.
Создание новых программ и учебников, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, повышение в целом эффективности образования, однако, в сторону коммерциализации, обусловили активность школьников в освоении образовательного пространства. Однако, как указывает В.Э. Чудновский, отношения «учитель-ученик» дрейфуют по формуле «продавец-покупатель», а единой линии развития образования нет.
Новый этап развития России привел к необходимости создания новой школы. Но оказалось, что попытки сделать это в отрыве от исследований психологов и дидактов середины прошлого века не оградили ее от ошибок. Лозунг «Долой старую школу» привел к уничтожению многих положительных сторон отечественного образования в разных типах школ, главные из которых - массовость обучения, насыщенность его образовательными технологиями, что давало детям возможность видеть свою жизненную перспективу, бесплатно продолжать образование. К сожалению, огромные заслуги ученых-психологов, методистов и дидактов стали предаваться забвению, оказался невостребованным положительный опыт, накопленный в золотом веке советской дидактики.
Исследования, необходимые практикам, еще ждут своих авторов. А журнал «Мир психологии», № 3, 2009 г. объявил дискуссию «Образование в современной реальности и реальность исторического будущего». Полагаем, что она будет способствовать развитию фундаментальных исследований в педагогической психологии и, в частности, психологии обучения. К сожалению, ученые возвращаются к известным истинам, по сути, не инновационным.
В появившихся в дидактике компетентностном, валеологическом, акмеологическом подходах главный акцент ставится на деятельности учителя, который сообщает знания, формирует различную компетентность учащихся, развивает их самосознание и формирует личность. Но что происходит в психике, как появляются психические новообразования, как их замерить у обучаемого, остается закрытым. Главная задача школы видится в развитии способностей самостоятельного приобретения знаний. Напомним, что К.Д. Ушин- ский в труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» заложил основы воспитывающего обучения, разработал принципы отбора содержания учебного материала и методы обучения применительно к особенностям умственного развития учащихся. Но это было почти сто пятьдесят лет назад! Другие подходы, например, к дистантному и интерактивному обучению по сути мало чем отличаются от алгоритмизации обучения Л.Н. Ланды.
Стало быть, отечественная психология обучения переживает не лучшие времена, нет корифеев - основателей различных образовательных технологий, построенных на неиссякаемых резервах психологии познания, - П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Т.В. Кудрявцева Л.Н.Ланды, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова и др. Дидактика возвращается к старым временам, когда в основу всего обучения была положена память. И хотя шаблонное применение знаний неоднократно и в прежние времена подвергалось критике, в настоящее время такой подход необычайно популярен, что отражено в государственных документах, например, ведение Единого государственного экзамена, вызывающего вполне обоснованную критику в свой адрес .
Тройной интеграл и условия его существования
При построении общего определения нового интегрального образования тройного интеграла - основную роль играет понятие объема тела. С понятием объема уже знакомы. Условие существования объема для данного тела заключается в том, чтобы ограничивающая его поверхность имела объем 0 . Только такие поверхн ...
Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления лич ...
Проблема межпредметных связей педагогики современного периода
Современное состояние научного естествознания предстает как сложнейшая система наук, в составе которой функционирует множество научных дисциплин. Большинство из них непрерывно взаимодействуют, имея общие объекты научного познания. Взаимное проникновение наук отражает объективную диалектику природы. ...