Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картинок

Новое образование » Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картинок

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Поэтому обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи, относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем.

Большое внимание вопросу развития связной речи уделили Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева в книге для логопедов «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Также данной проблемой занимались такие исследователи, как Ястребова В.А., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.

Недостаточная теоретическая разработанность этой проблемы, отсутствие методических рекомендаций, пособий создает трудности в работе учителя-логопеда. Однако если логопед будет соблюдать принцип преемственности в обучении, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентировкой на последующее. Под преемственностью в обучении связной речи следует понимать установление взаимосвязи разных сторон и их соотношения на разных ступенях усвоения языка. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Цель. Изучить особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи и разработать методические особенности по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

Рассмотреть онтогенез развития связной речи детей дошкольного возраста и выявить особенности связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Выявить особенности связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Разработать методические рекомендации по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: процесс формирования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по сюжетной картинке.

Методы и приемы исследования:

Теоретический (анализ литературы).

Биографический (изучение медико-психолого-педагогической документации).

Эмпирический (констатирующий эксперимент).

Исследование проводилось на базе ДУ № 249 г. Минска. В исследование приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Новые статьи:

Исследование успешности начального школьного обучения детей, закончивших различные типы дошкольных учреждений и не посещавших их
Обеспечение равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в начальную школу является одной из актуальных задач образовательной политики нашего города. В настоящее время дошкольные учреждения не посещают около 47 % малышей. Это происходит по целому ряду причин (не ...

Успешный опыт реализации схем взаимодействия инновационных компаний и вузов в развивающихся странах
В 2003 г. на XVI съезде Коммунистической партии Китая была утверждена программа социально-экономического развития страны до 2020 г., нацеленная на создание базы, обеспечивающей к 2050 г. коренную модернизацию экономики Китая, превращение его в богатое, демократическое и цивилизованное государство. ...

Анализ содержания народных сказок как содержания воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки могут показать: - как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); - как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru