2. Формулировка и обсуждение вопросов к дилемме. Возможны два варианта использования вопросов: 1) вопросы стимулируют дискуссию на моральную тему в группе; 2) вопросы в индивидуальной беседе с человеком могут служить основанием для диагностики уровня нравственного развития личности. Вопросы разработаны к каждой дилемме, на их основе строится логическая цепочка рассуждений морально-ценностного характера. Ответы на вопросы должны быть аргументированы.
3. Анализ полученных ответов. Распределение ответов по четырем основным рубрикам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.
4. Подведение итогов. Оценка влияния работы с дилеммой на нравственное развитие личности, формирование ценностных ориентиров.
Л. Кольберг доказал, что для обеспечения морального роста личности важно иметь в виду ряд условий: ситуация морального выбора, смена социальных ролей, использование на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений.
В процессе развития профессионально-нравственной позиции очень важное место занимает развитие эмпатии, т.е. способности человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в духовно-нравственном развитии будущего педагога.
Нравственный смысл поступка человека оценивается первым делом по его мотиву, а не по внешней форме поступка. Люди могут поступать нравственно, чтобы добиться одобрения окружающих, и мотив такого поведения носит эгоистический характер. Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в основе этого свойства лежит нравственная потребность в благополучии других людей, формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития. Развитие нравственных потребностей через эмпатию возможно и при самовоспитании и саморазвитии воспитателей.
Развитие профессионально-нравственной позиции у воспитателей дошкольного образовательного учреждения связанно с развитием рефлексии. Особую роль играли организация и проведение рефлексивных занятий. В ходе таких занятий воспитатели находились в позицию не только субъекта собственной профессиональной деятельности, но и ставились в позицию другого педагога.
По мнению В.В. Марковой реализация рефлексивно-деятельностного подхода включает развитие способности личности входить в активную исследовательскую позицию по отношению к себе и своей с целью ее критического анализа, осмысления и оценки. Развитию рефлексивной позиции педагога способствуют задания алгоритмического характера. Представляет интерес алгоритм выхода в рефлексивную позицию Б.М. Островского, который включает в себя четыре рефлексивных слоя (приложение 8). Использование данной педагогической технологии позволяет выстроить систему внешних и внутренних отношений «воспитатель – образовательный процесс – дети дошкольного возраста», выделяя операциональную составляющую процесса понимания путем применения диалогового метода, методов самоанализа и самооценки. В результате этого воспитатели обретают навыки рефлексии и коммуникации, что обеспечивает поэтапное освоение содержания при выполнении творческих заданий, и создает возможности для практической реализации полученных компетенций.
Для самопознания на итоговом практическом занятии мы предложили воспитателям методику «Шкала совестливости» (Приложение 9). Воспитатели сами проанализировали развития одного из компонентов профессионально-нравственной культуры – нравственности. Для самообразования мы предложили каждому воспитателю тезаурус.
Поскольку наиболее эффективными методами и приемами саморазвития профессионально-нравственной позиции являются самонаблюдение, самоанализ, самооценка и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты воспитательной работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения.
Требования к организации любого вида развивающей деятельности
Выделим ряд принципиальных требований, которые предопределяют технологию организации любого вида развивающей деятельности. Прежде всего при организации такой деятельности следует исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных ...
Клиническое описание детей с нарушением зрения
Нарушения зрения - очень актуальная проблема в настоящее время. Сейчас встречается очень много детей дошкольного возраста с данным нарушением. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Охарактеризуем основные нарушения зрения. Врожденная слепота - обусловлена повреждениями или забол ...
Общая характеристика региональной системы образования
Научно-образовательный комплекс Тверской области включает в себя более тысячи образовательных учреждений: 495 дошкольных образовательных учреждений с контингентом воспитанников 53843 человек; 564 самостоятельных и 28 филиалов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, из них, 2 ...