Тренинговые занятия – особый вид занятий, основанных на активных методах групповой работы, способных оказывать особое психологическое воздействие на слушателя. Считается, что тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, снятия стереотипов поведения и психологических барьеров, мешающих общению. В особых видах тренинговых занятий решаются личностные проблемы участников. Нельзя рассчитывать на глубокие личностные изменения членов группы после одного-двух тренингов, но, тем не менее, даже во время их происходит смена позиций педагогов, обогащаются их знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Участники тренинга становятся более компетентными в общении, а это качество в настоящее время является одним из основных характеристик высокого профессионального уровня воспитателей.
Основная гуманистическая идея тренинга в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы поведения, мешающие ему жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими людьми.
В основу разработки содержания тренинговых занятий положен акмеологический подход совершенствования личности специалиста, который заключается в том, чтобы не констатировать, не описывать те или иные характеристики участников тренинга, а находить способы выявления и развития творческого потенциала личности педагога для достижения им вершин профессионального мастерства.
С этой целью на тренинговых занятиях анализируются некоторые конкретные виды профессиональной деятельности. Например, проведение занятий с детьми всех участников тренинга записывается на видеокамеру, а затем обсуждаются наиболее продуктивные способы и технологии для практического внедрения в профессиональную деятельность педагога. В этом игровом занятии каждый участник анализирует собственный индивидуальный стиль деятельности, выявляет свои нереализованные возможности и стремится повысить уровень своего профессионализма.
Для развития потребности в самообразовании мы предложили педагогам составить индивидуальный план самообразовательной деятельности. Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, затем ставит цель и задачи самообразования, и в письменном виде составляет индивидуальный план – что и в какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать. Написать индивидуальные планы самообразования можно разными вариантами.
В процессе работы с педагогами мы определили, что если опираться на разумное использование жизненного и профессионального опыта педагогов, учитывать их индивидуальные особенности, то можно активизировать мотивацию к обучению и снизить затраты сил и времени на этот процесс.
Проведение тренинговых занятий во многом помогли нам снять у воспитателей психологические барьеры стереотипного поведения: страх перед социальной изоляцией, перед переутомлением.
В процессе развития профессионально-нравственной позиции воспитателей дошкольного образовательного учреждения особое значение имеет включение технологии моральных дилемм (Л. Кольберг). Это организации процесса развития духовного начала личности, основным инструментом которого являются вопросы, наполненные ценностным и богатым смысловым содержанием.
Основа технологии моральных дилемм – это содержание моральной дилеммы, которая должна соответствовать пяти основным характеристикам:
1) иметь отношение к реальной жизни;
2) быть по возможности простой для понимания;
3) быть не законченной;
4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;
5) предлагать на выбор воспитателей варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя в этой ситуации педагог?».
Алгоритм данной технологии выстраивается следующим образом:
1. Предъявление участникам гипотетической моральной дилеммы. Ситуация, предлагаемая в ней не завершена и нуждается в глубоком осмыслении;
Методика экспериментального исследования
Практическая актуальность исследования обусловлена тем, что развитие наглядно-образного мышления как основы для формирования логического мышления, необходимо для последующей деятельности ребенка в период учебной деятельности в школе, в будущем для развития полноценного логического мышления. Исследо ...
Общие функции организаторской деятельности
Общие функции организаторской деятельности, выделенные Л.И. Уманским, специфически проявляются и в деятельности педагога. Первое место среди них занимает функция групповой интеграции, формирования межличностного внутреннего единства. Результатом осуществления этой функции являются установившиеся вз ...
Содержание методики эффективного сотрудничества с родителями детей дошкольного
возраста
Для успешного взаимодействия с родителями, имеющими разные педагогические установки на сотрудничество с ДОУ, были выбраны следующие направления, выступающие педагогически – целесообразными методами эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей: 1. Формирование у родителей установки на сотру ...