Тренинговые занятия – особый вид занятий, основанных на активных методах групповой работы, способных оказывать особое психологическое воздействие на слушателя. Считается, что тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, снятия стереотипов поведения и психологических барьеров, мешающих общению. В особых видах тренинговых занятий решаются личностные проблемы участников. Нельзя рассчитывать на глубокие личностные изменения членов группы после одного-двух тренингов, но, тем не менее, даже во время их происходит смена позиций педагогов, обогащаются их знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Участники тренинга становятся более компетентными в общении, а это качество в настоящее время является одним из основных характеристик высокого профессионального уровня воспитателей.
Основная гуманистическая идея тренинга в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы поведения, мешающие ему жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими людьми.
В основу разработки содержания тренинговых занятий положен акмеологический подход совершенствования личности специалиста, который заключается в том, чтобы не констатировать, не описывать те или иные характеристики участников тренинга, а находить способы выявления и развития творческого потенциала личности педагога для достижения им вершин профессионального мастерства.
С этой целью на тренинговых занятиях анализируются некоторые конкретные виды профессиональной деятельности. Например, проведение занятий с детьми всех участников тренинга записывается на видеокамеру, а затем обсуждаются наиболее продуктивные способы и технологии для практического внедрения в профессиональную деятельность педагога. В этом игровом занятии каждый участник анализирует собственный индивидуальный стиль деятельности, выявляет свои нереализованные возможности и стремится повысить уровень своего профессионализма.
Для развития потребности в самообразовании мы предложили педагогам составить индивидуальный план самообразовательной деятельности. Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, затем ставит цель и задачи самообразования, и в письменном виде составляет индивидуальный план – что и в какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать. Написать индивидуальные планы самообразования можно разными вариантами.
В процессе работы с педагогами мы определили, что если опираться на разумное использование жизненного и профессионального опыта педагогов, учитывать их индивидуальные особенности, то можно активизировать мотивацию к обучению и снизить затраты сил и времени на этот процесс.
Проведение тренинговых занятий во многом помогли нам снять у воспитателей психологические барьеры стереотипного поведения: страх перед социальной изоляцией, перед переутомлением.
В процессе развития профессионально-нравственной позиции воспитателей дошкольного образовательного учреждения особое значение имеет включение технологии моральных дилемм (Л. Кольберг). Это организации процесса развития духовного начала личности, основным инструментом которого являются вопросы, наполненные ценностным и богатым смысловым содержанием.
Основа технологии моральных дилемм – это содержание моральной дилеммы, которая должна соответствовать пяти основным характеристикам:
1) иметь отношение к реальной жизни;
2) быть по возможности простой для понимания;
3) быть не законченной;
4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;
5) предлагать на выбор воспитателей варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя в этой ситуации педагог?».
Алгоритм данной технологии выстраивается следующим образом:
1. Предъявление участникам гипотетической моральной дилеммы. Ситуация, предлагаемая в ней не завершена и нуждается в глубоком осмыслении;
Понятие и сущность здорового образа жизни
Под образом жизни большинством людей понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. По мнению Э.Н.Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жиз ...
Понятие письма и письменной речи
Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь ...
Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение
Из различия структур учебных предметов следуют разные способы обучения. Так, при подражательном и опытном обучении центр тяжести падает на моторные, сенсорные и когнитивные навыки, в то время как при обучении, связанным с решением задач, упор делается на мышление и понимание. Учебной целью может бы ...