В программах школ специальное внимание уделено формированию умений учащихся, выделен раздел: "Основные требования к знаниям и умениям учащихся". Сравнение перечней умений показывает их общность, и выделяют следующие (по Усовой А.В):
Умения оценочной деятельности (умения объяснить и доказать сущность явления);
Умения познавательной деятельности (анализ, сравнение, обобщение);
Умения практической деятельности (экспериментирование, наблюдение, расчеты);
Умения учебной деятельности (умение работать с книгой, составлять конспекты, планы, тезисы, ориентироваться в справочной и научно-популярной литературе, параллельно с этим происходит и развитие речи).
В формировании последних умений учащихся заключается наша исследовательская работа.
Так, в программах по предметам гуманитарного цикла особое место уделяется развитию речевых общенаучных навыков, беглого и выразительного чтения, смыслового анализа текстов, связной речи, умений устно и письменно излагать материал, строить цельный рассказ. Однако общепредметная основа в формировании таких умений разработана в предметных методиках недостаточно, не выделяются обучающие действия учителей при овладении учащимися общими умениями, не всегда учитываются навыки, достигнутые в предыдущие годы по различным предметам и их перенос в другие науки.
Речевая деятельность является естественной основой межпредметных связей русского языка с другими науками, а развитие речи - это общая образовательная и воспитательная задача учителей, так как обучение на уроках по любому предмету происходит в процессе речевого общения. Развитие связной речи на межпредметном уровне опирается на лексические и лингвистические понятия, правила, применение которых способствует овладению языком науки и обобщенными речевыми умениями научного стиля речи. В этих умениях выражена раскрытая Выготским Л.С. связь понятийного мышления и речевого развития ребенка. Практическая речевая деятельность неразделима с познавательными эффектами в обучении всем предметам, в том числе физике.
По окончании школы учащиеся должны свободно владеть широким арсеналом средств самостоятельного добывания знаний и пользоваться приемами передачи содержания учебного материала в различных формах свертывания информации (тезисы, конспекты). Поэтому так важно уметь работать с книгой, учебником. Учебная деятельность в старших классах - новая ступень в развитии этих умений. Увеличивается доля самостоятельности, вносятся элементы творчества.
Предлагаем некоторые средства для развития учебных умений.
Рассмотрим работу со справочной литературой. Примером такой книги является книга Трофимовой Т.И. "Физика: Краткий справочник школьника. 7- 11 классы". М.: Дрофа, 1996.
Анализ содержания пособия позволяет рекомендовать для работы с ним и, ему подобными, несколько новых видов заданий, расширяющих спектр тех, которые приведены выше. В занятиях с этой книгой можно выделить 2 этапа.
Этап 1- ознакомительный. Очень коротко педагог сообщает о содержании справочника, его особенностях: материал изложен по темам, а внутри них термины располагаются в порядке логики их изучения.
Этап 2- выполнение учащимися разного рода заданий. Они могут быть такого вида:
Нахождение определения нужного термина, понятия, величины. Прежде чем предлагать такие задания, требуется разъяснить методику работы, то есть порядок действий.
1. принять во внимание информацию учителя о построении книги.
2. вдуматься в название интересующего термина или понятия.
3. определить, к какому разделу физики (механика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, колебания и волны, оптика, квантовая физика атомов и молекул, физика атомного ядра и элементарных частиц) он относится.
4. постараться определить тему раздела (например, "Оптика" тема "Световые волны").
5. по оглавлению в начале книги найти страницы, на которых располагается материал данной темы.
6. пробежать глазами текст темы, обращая внимание только на выделенные жирным шрифтом термины; остановиться на нужном.
7. прочесть его определение, вдуматься в смысл, если нужно, то выписать.
нахождение формулы и формулировки нужного закона.
подготовка сообщения или реферата об основных понятиях, величинах, законах и формулах, изученных в данной теме. Формирование этого умения происходит обычно при повторении темы и осмыслении изученного. При этом развивается способность проводить анализ, классификацию и синтез.
Методика выполнения заданий такова: Зная название темы, найти в оглавлении справочника страницы, на которых она размещается; открыть их; Вспомнить (или спросить у учителя), что такое физическое понятие, физическая величина, закон, формула; Взять 4 листа бумаги, каждый озаглавить, написать на первом: "Физические понятия", на втором - "Физические величины", на третьем - "Законы", на четвертом - "Формулы"; Начать бегло просматривать текст темы (ее первый абзац), обратив внимание только на выделенный шрифтом термин. Определить, к какой группе он относится. Вписать его название в соответствующий лист и подчеркнуть; Рядом, через тире выписать его определение и формулу, если она есть; Аналогичным образом обработать весь текст; Выполнив, таким образом, задание ученик классифицирует изученный теоретический материал и осмысленно повторит его.
Специфика организаторской деятельности педагога
Специфика организаторской деятельности педагога проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной) ...
Свойства знаний
· Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются: o системность, o обобщенность, o осознанность, o гибкость, o действенность, o полнота, o прочность (рис. 2). · Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной ...
Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Первая группа включает методы: А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматр ...