Сегодня муниципальная система дошкольного образования города Ростова-на-Дону – сбалансированная сеть дошкольных учреждений различной видовой направленности, отличительной особенностью которых является деятельность в инновационном режиме. Это обусловлено двумя факторами.
Во-первых, кардинально изменились подходы к выбору содержания дошкольного образования. Завершен переход от единообразной "Программы обучения и воспитания детей в детском саду" к "Образовательной программе учреждения", которая ориентирована на статус детского сада, образовательные потребности семьи и возможности педагогического коллектива.
Во-вторых, муниципальная политика в сфере образования и процедура аттестации образовательных учреждений стимулируют рост качества образовательных услуг. Сегодня в Ростове-на-Дону выгодно работать с превышением существующих требований, ведь от статуса дошкольного учреждения зависит заработная плата его сотрудников.
Одним из наиболее важных условий повышения качества дошкольного образования является эффективность научно-методического управления. Приоритетные направления развития служб обеспечения качества образования определены программными документами администрации города, имеют необходимое нормативно-правовое и, что особенно важно, финансовое обеспечение. Именно поэтому модернизация муниципальной методической службы не осталась в плоскости проекта, а получила реальное воплощение в деятельности всех ее структурных подразделений.
В целях обеспечения опережающего характера методического сопровождения образовательного процесса были определены приоритетные направления развития городской методической службы. Ей предстояло стать более открытой (через систематическое выявление и поддержу социально-педагогических инициатив), более мобильной (через развитие сетевых сообществ творчески работающих педагогов и управленцев), более прагматичной (через оперативное выявление и решение наиболее насущных проблем, через развитие системы управленческого консалтинга), оптимальной (через максимально полное использование потенциальных ресурсных возможностей, имеющихся в самой системе дошкольного образования города) и, наконец, более эффективной (через разработку и внедрение универсальной системы мониторинга качества дошкольного образования и обеспечение развития конкурентных отношений между образовательными учреждениями (определение их рейтинга).
Модернизация системы образования в городе (и методической службы в частности) осуществляется с учетом основных тенденций рынка образовательных услуг, которые формировались под влиянием диверсификации сети дошкольных учреждений, смены акцентов в целевом, содержательном и технологическом компонентах образовательного процесса, специфики кадрового потенциала системы и демографической ситуации в городе.
Стать полноценной научно-методической ресурсной базой обеспечения качественного дошкольного образования в городе Ростове-на-Дону - вот главный целевой ориентир всех структурных подразделений городской методической службы. В этой связи актуализируется проблема целевой соподчиненности на всех уровнях научно-методического управления. В таблице приводится примерная система целевых ориентиров для всех структурных подразделений городской методической службы. Подобная конкретизация целей, задач и направлений помогает методистам и руководителям временных творческих объединений дошкольных работников планировать, своевременно корректировать собственные планы, соотносить их по значимости и содержанию с целевыми ориентирами по всей вертикали научно-методического управления.
В настоящее время структура городской методической службы существенно расширена за счет создания временных творческих объединений педагогов на уровне города, района и образовательного учреждения. Особенно активно проявляют себя районные, городские методические объединения и творческие группы. Ежегодно в их работе принимают участие около 70 % педагогических и 100 % управленческих кадров системы дошкольного образования. Профессиональные объединения решают проблемы, связанные с:
· разработкой методического обеспечения отдельных направлений деятельности образовательного учреждения;
· повышением качества дошкольного образования;
· разработкой моделей новых форм дошкольного образования;
· преемственностью дошкольного и начального образования;
· проектированием и реализацией воспитательных систем;
· повышением эффективности коррекционно-развивающей работы в детском саду.
Деятельность профессиональных творческих объединений координируется методистами методического центра образования и, как правило, проходит несколько этапов:
1. Информационно-аналитический этап (июнь - август).
Предполагает сбор и обработку информации о качественных характеристиках системы дошкольного образования, профессиональных затруднениях и образовательных потребностях педагогических и управленческих кадров системы, потенциальных возможностях развития районных систем дошкольного образования, передовом педагогическом и управленческом опыте дошкольных работников.
Система управления МОУ
«НОШ № 6» в условиях внедрения и реализации ФГОС
В процессе анализа требований ФГОС к условиям реализации ООП мы пришли к пониманию необходимости внесения изменений в систему управления МОУ «НОШ №6». В 2010-2011 учебном году в штатное расписание школы была введена должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В 2011-2012 учебно ...
Формирование основных экологических представлений и понятий
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Первая задача заключается в том, чтобы дать учащимся общие знания о мире людей и мире природы ...
Структура организаторской деятельности и ее особенности
Непосредственное осуществление педагогического процесса связано с организацией взаимодействия педагогов и воспитанников. Характер этого взаимодействия определяется качеством осуществления педагогом относительно самостоятельной внешне проявляющейся организаторской деятельности. Организаторская деяте ...