В настоящее время в сельскохозяйственном производстве насчитывается более 100 рабочих профессий, по которым осуществляется подготовка рабочих в сельских общеобразовательных школах и сельских ПТУ. Профилирующие профессии сельскохозяйственного производства распределяются следующим образом.
Основой профессиональной ориентации сельских школьников является общеобразовательная подготовка в объеме средней общеобразовательной школы, политехническое и профессиональное обучение, в процессе которых учащиеся получают необходимые знания и умения, у них формируются понятия о едином народнохозяйственном комплексе страны, о роли сельскохозяйственного производства в жизни общества, о характере труда и основных профессиях сельскохозяйственного производства. Процесс обучения и воспитания сельских школьников должен быть органически связан с жизнью села, практикой земледельцев и животноводов. В старших классах сельской средней школы осуществляется профессиональное обучение по сельскохозяйственным профессиям, Это позволяет учащимся с раннего возраста познавать красоту сельскохозяйственного труда, полюбить землю и людей, работающих на ней.
В начальных классах в процессе обучения школьников в доступной форме знакомят с окружающим сельскохозяйственным производством, пробуждая интерес к нему, формируя убеждение в том, что труд в нашем обществе является гражданским долгом и потребностью советского человека.
Большими возможностями для проведения профориентационной работы на этом этапе располагают уроки ознакомления с окружающим миром, трудового обучения, природоведения, чтения. Первоначальные знания, трудовые умения и навыки учащиеся углубляют и развивают в дальнейшем при обучении в последующих классах. Программы обучения в средних и старших классах предусматривают ознакомление школьников с техникой, технологией, экономикой и организацией сельскохозяйственного производства и его основными профессиями.
Для успешного решения задач профессионального просвещения учащихся сельских школ необходимы: глубокое изучение природоведения, ботаники, зоологии, биологии; качественное выполнение работ, предусмотренных программой по сельскохозяйственному труду на школьном учебно-опытном участке, полях и фермах сельскохозяйственных предприятий; участие в общественно полезном, производительном труде, в работе кружков, в экскурсиях на сельскохозяйственные производственные предприятия, в научно-исследовательские институты, на опытные станции, во встречах с передовиками и новаторами сельскохозяйственного производства.
Основы курсов физики, математики, литературы, общественных дисциплин располагают большими возможностями формирования у школьников мотивов выбора профессий сельскохозяйственного производства. Задача учителей-предметников состоит в том, чтобы творчески использовать эти возможности и применять разнообразные формы и методы профориентационной работы в процессе учебной и внеклассной деятельности учащихся.
Учитывая, что большинство оканчивающих среднюю школу включаются в непосредственную трудовую деятельность, работа п'о профориентации с учащимися IX—Х(Х1) классов должна носить углубленный и конкретный характер и подкрепляться участием школьников в общественно полезном, производительном труде. Это может быть работа школьников в мастерских, учебных комбинатах и лабораториях, на учебно-опытных участках, в составе ученических производственных бригад, в лагерях труда и отдыха.
В процессе профориентационной работы учащимся следует показать, что для тружеников сельского хозяйства у нас в стране делается многое, чтобы улучшить условия их труда и быта.
Наряду с общими сведениями о состоянии и путях развития сельского хозяйства, получаемыми школьниками во время политинформаций, бесед, встреч, значительное место должно занять ознакомление с различными профессиями, особенно с теми, которые необходимы для данного экономического района. При этом важно разъяснить учащимся следующее: содержание труда, требования профессии к человеку и возможности творческого проявления личных качеств; условия труда, его организация и оплата.
Нарушения лингвистического компонента речи
В этом параграфе раскрываются нарушения лингвистического компонента речи: фонетической, лексической, синтаксической сторон и связной речи. К обучению в школе дети с умеренной умственной отсталостью оказываются неподготовленными. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно ...
Педагогическая диагностика и контроль
В последние годы в отечественной и зарубежной педагогике все чаще говорится о необходимости мониторинга педагогической деятельности учителя как целостной системы ее контроля, коррекции и управления на основе понимания объективных закономерностей и прогностично заданных целей. Мониторинг педагогичес ...
Современные требования
к обеспечению условий внедрения ФГОС
Под организацией введения Стандарта понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима для его введения. Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования – один из трех компонентов Федерального государственного об ...