Для изучения ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности на базе МОУ СОШ №1 города Муравленко был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие учащиеся 2 класса в количестве 20 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – констатирующий - проведена первичная диагностика уровня сформированности графической грамотности детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап – формирующий – реализация условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.
3 этап – контрольный - анализ полученных результатов.
Цель констатирующего этапа исследования - изучить особенности графических умений письма учеников.
В процессе исследования использовались следующие методики: методика «Изучение особенностей графических умений в процессе списывания текста из учебника» (списывание), методика «Изучение особенностей графических умений в процессе письма под диктовку» (диктант), а так же наблюдение за состоянием графических умений письма учеников.
Для обработки данных диагностики были разработаны критерии оценки графических умений учеников (от высокого до очень низкого уровня).
Методика «Изучение особенностей графических умений в процессе списывания текста из учебника»
Цель: изучить состояние графических умений в процессе списывания текста из учебника; оценка состояния зрительного восприятия.
Выполнение: Ученикам предлагался текст из учебника по русскому языку.
Тексты для списывания.
Прозвенел звонок. Ученики бегут во двор. Юля и Лёва открыли окна. Дежурные Яна и Саша убирают класс.
Оценка результата:
Высокий уровень - 4 балла – графические ошибки и нарушения письма отсутствуют; темп деятельности высокий.
Средний уровень - 3 балла – наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения письма; ошибки исправляются ребенком самостоятельно; темп деятельности средний;
Низкий уровень - 2 балла – значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки исправляются частично самостоятельно, либо при помощи педагога; темп деятельности низкий.
Очень низкий уровень – 1 балла - значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки не замечаются, исправляются только при помощи педагога; темп деятельности очень низкий.
Методика «Изучение особенностей графических умений в процессе письма под диктовку»
Цель: изучить состояние графических умений в процессе письма под диктовку; оценка состояния слухового восприятия.
Выполнение: Ученикам диктовался текст, который выбирался с учетом принципа доступности. Ученики воспроизводили его в тетради.
Текст диктанта.
Зима.
Вот зима. Выпал пушистый снег. На улице мороз. Дети бегут на горку. С ними пес Рыжик.
Оценка результата:
Высокий уровень - 4 балла – графические ошибки и нарушения письма отсутствуют; темп деятельности высокий.
Средний уровень - 3 балла – наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения письма; ошибки исправляются ребенком самостоятельно; темп деятельности средний;
Низкий уровень - 2 балла – значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки исправляются частично самостоятельно, либо при помощи педагога; темп деятельности низкий.
Очень низкий уровень – 1 балла - значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки не замечаются, исправляются только при помощи педагога; темп деятельности очень низкий.
Метод «Наблюдение за состоянием графических умений письма учеников 4 класса»
Цель: оценить состояние графических умений учеников, а так же навыков самоконтроля.
Выполнение: Осуществлялось наблюдение за графическими умениями учеников. Обращалось внимание на умение правильно держать ручку, ориентироваться на разлинованной поверхности страницы. Изучался темп деятельности, умение осуществлять самоконтроль (двигательный и зрительный) в процессе письма под диктовку и с образца.
Разработка плана-конспекта уроков ИЗО по программе Б.М. Неменского
План-конспект урока в 6 классе, по программе Б.М. Неменского Тема урока: «Натюрморт» Цели и задачи: - формирование интереса к предмету; - воспитание эстетического вкуса; - развитие навыков к выполнению конструкции предметов; грамотному построению и выполнению рисунка; - познание композиционного рас ...
Современная стратегия и тактика обучения родному языку
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Одно из центральных мест в воспитании, обучении и развити ...
Особенности психического развития дошкольников подготовительной группы
Согласно «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой подготовительную группу детского сада посещают дети старшего дошкольного возраста. По концепции детства Д.Б. Эльконина детям этого возраста характерны потеря непосредственности и ...