Наиболее ярким результатом работы методиста-консультанта, взаимодействующего с администрацией дошкольных образовательных учреждений в режиме антикризисного управленческого консалтинга, явилось повышение статуса дошкольных учреждений: многие из них стали центрами развития ребенка.
Главной целью работы с этими образовательными учреждениями, наряду с успешным решением текущих проблем, стало обеспечение прочного положения на рынке образовательных услуг при любых экономических, политических и социальных изменениях в стране.
Для работы в сложных социально-экономических условиях педагогам и руководителям системы дошкольного образования необходимо наряду с педагогической компетентностью обладать четкой профессиональной позицией, готовностью к творческой деятельности, самообразованию, иметь достаточную степень рефлексивных способностей и особую чувствительность к проблемам.
Курсы повышения квалификации могут в полном объеме удовлетворить образовательные потребности педагогов и руководителей муниципальной системы дошкольного образования, но обеспечить их личностный, профессиональный рост можно только при условии непрерывного профессионального образования, активной межкурсовой учебы.
Таким образом, актуальность приобрели поиск альтернативных форм повышения профессионального роста дошкольных работников и процесс оптимизации внутренних ресурсов для межкурсовой подготовки работников системы дошкольного образования.
В городе около 25 % дошкольных образовательных учреждений по результатам аттестации и государственной аккредитации получили статус "Центр развития ребенка". В этих учреждениях работают преимущественно специалисты первой и высшей квалификационной категории, они активно сотрудничают с представителями науки. Центры развития ребенка- в высшей степени адаптивные образовательные учреждения, которые:
· оказывают качественные услуги детям с различными образовательными потребностями;
· осуществляют широкое социальное партнерство;
· оперативно реагируют на растущие образовательные потребности ростовчан.
Потенциал этих учреждений позволяет им быть не только центрами развития детей, но и центрами повышения профессионального уровня педагогов и специалистов муниципальной системы дошкольного образования.
Сотрудниками методического центра образования г. Ростова-на-Дону был разработан проект "Центры развития ребенка как ресурс модернизации муниципальной системы дошкольного образования". Идея проекта заключалась в использовании потенциальных ресурсов центров развития ребенка г.Ростова-на-Дону для повышения профессионального уровня управленческих и педагогических кадров муниципальной системы дошкольного образования. Основной целью проекта стала оптимизация использования кадрового, научно-методического и материально-технического потенциала центров развития ребенка для повышения качества образовательных, коррекционных и сервисных услуг учреждений дошкольного образования города.
В ходе реализации проекта предстояло решить целый ряд задач:
· обеспечить нормативно-правовую основу использования центров развития ребенка г. Ростова-на-Дону для повышения профессионального уровня управленческих и педагогических кадров муниципальной системы дошкольного образования;
· определить продуктивный педагогический и управленческий опыт сотрудников центров развития ребенка г. Ростова-на-Дону;
· создать организационные условия для трансляции данного опыта(привлечение средств массовой информации, издание информационных и методических материалов и пр.);
· осуществить апробацию альтернативных форм повышения профессионального роста дошкольных работников (мастер-классы, базы для стажировок, управленческие школы, консультационные пункты и т.д.).
Создатели проекта предполагали, что его реализация позволит не только повысить качество дошкольного образования и удовлетворить образовательные потребности ростовчан, но и обеспечить мобильность системы повышения профессионального уровня дошкольных работников в межкурсовой период, социальную поддержку творчески работающим педагогическим коллективам.
Показатели проектного движения, предложенные разработчиками, обеспечивали эффективное управление проектом, снижение уровня инновационных рисков. Все показатели были разделены на две группы:
1. Основные формальные показатели:
· полнота и число соответствующих организационных форм повышения профессионального мастерства;
· число руководителей и педагогов, включенных в эти формы;
· мера включенности;
· результативность включенности.
2. Основные содержательные характеристики:
· число педагогов, руководителей, принимающих цели и ценности развивающего образования;
· число публикаций и проектов, разработанных на основе ознакомления с продуктивным опытом педагогических коллективов центров развития ребенка;
· число дошкольных учреждений, повысивших свой статус;
Основные подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания
сотрудничество родитель педагогический воспитание Семья – это малая социально – психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическ ...
Сущность непрерывного образования
Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжени ...
Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Важнейшим условием полноц ...