Лидирующие позиции вузы занимают при помощи разработок наукоемких технологий, превышающих уровень возможностей промышленных предприятий, своих клиентов и партнеров. Поддержка со стороны государства позволила вузам увеличить количество и качество оборудования, используемого как в научных, так и в производственных целях. Видны некоторые общие для многих вузов направления развития технологий: математическое моделирование производственных процессов и связанные с этим суперкомпьютерные системы, быстрое прототипирование, точная механика, встроенные системы управления, нанотехнологии.
Одним из требований программы поддержки развития инновационной инфраструктуры в вузах являлось создание внутривузовской инновационной среды, необходимой для организации инновационной деятельности. Эта среда включает комплект нормативных документов, регламентирующих создание хозяйственных обществ, работу с объектами интеллектуальной собственности, программы повышения квалификации в области инновационной деятельности. Созданы подразделения для работы с объектами интеллектуальной собственности [22].
Также во многих вузах созданы подразделения для прогнозирования развития научных исследований в своей области. Отработаны схемы планирования научной работы, связывающие фундаментальные работы с прикладными работами и с разработками новых технологий. Направления исследований в вузовских программах ориентированы на создание базовых технологий в области своей специализации или же технологических платформ, если речь идет о более масштабных исследованиях и разработках.
Рассмотрим работу вузов с хозяйственными обществами более подробно (таблица 3.2).
Таблица 3.2 - Работа вузов с хозяйственными обществами [7]
Количество инновационных предприятий, созданных вузом |
1515 |
Хозяйственные общества |
739 |
Хозяйственные общества созданные в 2011г. |
389 |
Объем работ и услуг на хоздоговорной основе (млн. руб.) |
1 038 ,17 |
Объём работ по производству высокотехнологичной продукции (млн. руб.) |
729 ,1 |
Из таблицы 3.2 видно, что вузами участниками программы создано 739 хозяйственных обществ, в том числе в 2011 году 389. Налажено взаимодействие вузов с хозяйственными обществами: в отчетности отмечается передача хозяйственным обществам прав пользования объектами интеллектуальной собственности вузов – 377 объектов на сумму 10,86 млн. рублей. Взаимодействие происходит по нескольким направлениям:
передача прав пользования объектами интеллектуальной собственности;
предоставление в пользование научного и производственного оборудования;
участие сотрудников вуза и студентов в работе хозяйственных обществ;
передача в хозяйственные общества для дальнейшей разработки материалов исследований вузов.
Остается довольно сильной дифференциация в масштабах деятельности созданных хозяйственных обществ, среди которых можно выделить три группы вузов:
1. с годовым оборотом более 50 млн. руб. 6 вузов
2. с оборотом от 1 до 50 млн. руб. 40 вузов
3. с оборотом менее 1 млн. руб. 24 вузов
Рассмотрим кадровый состав малых инновационных предприятий. В работе малых инновационных предприятий приняли участие 5838 человек. В том числе: студентов – 2184, аспирантов – 784, преподавателей – 1713, других работников вузов – 1157 [22].
Хозяйственные общества, созданные при вузах являются промежуточным звеном между вузом и предприятием: на основе научных результатов вуза в них реализуются инновационные проекты по заказам предприятий (новые технологии, новые виды продукции).
По интенсивности работы с результатами исследовательской деятельности также присутствует значительный разброс. Наблюдается также полное отсутствие связи между количеством полученных охранных документов и количеством поставленных на учет объектов прав интеллектуальной собственности.
Нередко наблюдается ситуация, когда регистрация результатов исследовательской деятельности не сопровождается постановкой на учет объектов интеллектуальной собственности. По итогам 2011 года не было поставлено на учет ни одного объекта в 13 вузах из 78 участников программы. Возможно, что этот разрыв отчасти вызван разрывом во времени между этими двумя результатами [14].
Распределение вузов по расходам на стажировки, наблюдается резкий отрыв у группы лидеров.
Тема «Кальций и его соединения» в школьном курсе химии
Химия – одна из стремительно развивающихся областей знания, результаты ее ускоренного развития в макро- и микромасштабах проявляются в повседневной жизни. А вот время на изучение этой дисциплины в школе неуклонно сокращается. И это не может не увеличивать пропасть между наукой и содержанием школьно ...
Персонал детского дошкольного учреждения и требования
к его квалификации
Необходимо ясное понимание сотрудниками своих должностных обязанностей и четкого распределения ответственности. Каждый работник выполняет, как правило, определенный круг работ. Тщательная разработка для каждого сотрудника должностных инструкций позволяет: q рационально распределить функциональные о ...
Методика и организация констатирующего эксперимента
Исследование особенностей связной речи проводилось на базе ДУ №249 города Минска. В эксперименте приняли участие 40 детей: 20 детей 5-5,5 лет, имеющих общее недоразвитие речи - из них 10 мальчиков и 10 девочек и 20 детей 5 -5,5 лет с нормальным речевым развитием - из них 9 мальчиков и 11 девочек. И ...