На заключительном этапе эксперимента для проверки уровня развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников после формирующего этапа мы провели контрольный срез, на котором учащиеся должны были, как и на констатирующем этапе выполнить три задания.
Контрольный этап эксперимента был организован и проведен в период с 23 по 27 апреля 2007 года.
Повторная диагностика проводилась по тем же параметрам, что и на контрольном этапе эксперимента:
• Личностная сопричастность учащегося к содержанию исполняемого произведения.
• Словесная интерпретация образного содержания музыки.
• Адекватность и яркость образно-ассоциативных представлений при восприятии музыкального произведения.
Результаты оценивались, как и на констатирующем этапе по трехбалльной шкале и по той же шкале оценок, по результатам выполнения всех заданий для каждого ребенка рассчитывался средний балл.
Задание № 1.
Как и на констатирующем этапе, учащийся должен был исполнить любое произведение из пройденного репертуара, но отличное от того, которое он исполнял в первый раз. Особое внимание при этом мы также обращали на использование детьми различных регистров, тембров, динамических оттенков, штрихов. А так же наблюдали за различными психологическими показателями – мимикой, пантомимикой ребенка.
После исполнения с учащимся проводилась индивидуальная беседа по тем же вопросам.
Задание № 2.
Здесь учащимся было предложено также дать словесное описание прослушанным музыкальным произведениям – выразить характер, образное содержание, эмоциональное настроение, чувства, заложенные композитором. Какими музыкально-выразительными средствами это достигается. Для прослушивания на данном этапе эксперимента были предложены следующие сочинения: Э. Григ. «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» и М.И. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальный материал звучал в магнитофонной записи.
После прослушивания произведений учащимся было предложено ответить на те же вопросы.
Задание № 3.
Как и на констатирующем этапе учащимся было предложено прослушать музыкальные произведения и выразить их художественный образ, содержание, эмоциональное настроение с помощью музыкально-двигательных движений (пластическое интонирование). Для прослушивания были даны следующие контрастные произведения: Э. Григ. «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» и А. Бородин. Ноктюрн из Второго струнного квартета.
Результаты выполнения учащимися заданий зафиксированы в Протоколе 2.
Протокол 2 Результаты диагностики уровня развития музыкальной выразительности исполнения у школьников на заключительном этапе эксперимента
№ п/п |
Учащиеся |
№ задания |
Средний балл | ||
1 |
2 |
3 | |||
1. |
Алена Ш. |
3 |
3 |
2 |
2,6 |
2. |
Лола У. |
3 |
2 |
2 |
2,3 |
3. |
Вика Р. |
1 |
2 |
1 |
1,3 |
4. |
Ксюша В. |
3 |
3 |
3 |
3 |
5. |
Паша Г. |
1 |
1 |
1 |
1 |
6. |
Лиза М. |
1 |
3 |
2 |
2 |
7. |
Рома В. |
2 |
2 |
1 |
1,6 |
8. |
Юля М. |
1 |
3 |
2 |
2 |
9. |
Оля Н. |
3 |
3 |
2 |
2,6 |
10. |
Алеша С. |
1 |
2 |
2 |
1,6 |
Требования к внеклассной работе. Организация внеклассной работы
Исходя из особенностей внеклассной работ, назовём определяющие требования к ней: 1) При организации проведения внеклассной работы обязательна постановка цели. 2) Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достиж ...
Социо-культурные факторы воздействия на человека как средство воспитания
Воспитание можно рассматривать как воздействие различных социокультурных факторов на становление личности. Социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для "вхождения" в Культуру ...
Законодательная основа практической социально-педагогической деятельности
Законодательной основой практической деятельности социального педагога являются: 7. Конвенция ООН о правах ребенка 8. Конституция Российской Федерации 9. Закон "Об образовании" 10. ряд других законов и нормативно-правовых документов. В начале 90-х годов были приняты и начали реализовывать ...