Содержание экспериментальной работы по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств

Новое образование » Обогащение лексического запаса младших школьников изобразительно-выразительными средствами языка на уроках русского языка и литературного чтения » Содержание экспериментальной работы по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств

Страница 6

Урок 4 - Тема: Зима в стихах А.С. Пушкина. «Зимнее утро». «Зимний вечер».

Цель: продолжить работу по изучению и анализу лирических произведений А. С. Пушкина

Задачи:

Ø работа по обогащению словаря, знакомство с незнакомыми и устаревшими словами (нега, аврора, взор, вечор, нынче);

Ø воспитать интерес к художественному слову, к творчеству А.С.Пушкина

Ø работа по нахождению в тексте литературных средств;

Ø работать над навыками выразительного чтения художественного текста;

Ø развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний (см. Приложение Д).

Наши методические приемы были направлены на развитие воображения детей, на оказание помощи ученикам в создании ярких образов и картин читаемого, настроения, адекватного авторскому, на возбуждение чувств и эмоций учеников.

Практические рекомендации:

1. Формирование у учащихся представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним. В связи с этим важное место в работе по восприятию пейзажной лирики мы отводим рассматриванию картин зимних пейзажей (так как мы разбирали стихотворения, посвященные зимней лирике). Знакомство с картинами было призвано будить эмоции, чувства. Глядя на красоту изображенной художниками природы, дети невольно начинали следить за красотой своей речи, подбирать точные слова, идущие от сердца. Во время таких наблюдений у них рождался свой образ, свое настроение от увиденного, который потом мы сравнивали с художественным образом, созданным поэтом Дети подбирали картины к определенному, по их мнению, стихотворению поэта.

2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев стихотворений, настроению и чувствам. В соответствии с этим положением мы проводим целенаправленную работу по обогащению лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, печаль, грусть и т.д.). На уроках чтения лирических произведений поддерживали эмоциональный настрой. Это было возможным тогда, когда в классе шла живая беседа. Именно в процессе беседы рождались мысли, возникало желание поделиться чувствами и переживаниями. Для усиления эмоционального восприятия текста предлагали такие задания:

- Какие чувства при чтении стихотворения (рассматривая картины) возникали в вашей душе?

- Найдите в стихотворении слова передающие настроение автора?

- Обратите внимание на слова, которые использует автор для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.

- Проследите, читая строфу за строфой, как меняются настроение и чувства поэта.

- Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину? Какие чувства у вас вызывает эта картина?

- Вы рассмотрели две репродукции картин, где каждый художник изобразил зиму по-своему, со своим настроением. Какая картина по настроению схожа со стихотворением автора. Докажите.

3. Формирование у учащихся творческого воображения. Для пробуждения воображения и фантазии детям предлагали такие задания:

- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, землю, снег и т.д.

- Какими словами можно описать природу, представленную в стихотворении?

- Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

- Напишите свое стихотворение

- А как вы назвали бы эту картину?

- Что вы представляете, читая эти строки?

Итак, своеобразие наших методических рекомендаций по анализу стихотворений о природе состояло в том, что они были направлены на создание у четвероклассников благоприятных условий для глубокого эстетического восприятия живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств языка.

Изучая, анализируя произведения поэтов русской литературы на уроках литературного чтения, наблюдая за «работой» каждой лексической единицы, речевого оборота в тексте, мы вместе с детьми с готовностью отдаемся чарующей гармонии сказочного мира, пленительного слова, интонации – все это способствует обогащению речи младших школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Новые статьи:

Характеристика рабочей программы по дисциплине "Агрохимия"
В образовательном процессе КрасГАУ присутствует дисциплина "Агрохимия". Ниже приводится сокращенный вариант характеристики рабочей программы по этой дисциплине. Цели и задачи дисциплины "Агрохимия", ее место в учебном процессе: Цель преподавания дисциплины: формирование представ ...

Родной язык как средство воспитания
Центральное место в педагогической системе Ушинского за­нимает его учение о родном языке как о главнейшем источнике, - факторе и средстве воспитания человека. Язык является созданием самого человека, созданием наро­да, его истории, воплощающим в себе жизнь самого народа, его историю, его стремления ...

Аспекты изучения английского языка
Основываясь на данных прагмалингвистики и взяв во внимание изменившийся статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, все психологические особенности обучения иностранному языку старшеклассников группируются вокруг необходимости усиления прагматических аспек ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru