Очень важна словарная работа, связанная с привлечением внимания ребенка к внутренней форме слова. Внутреннюю форму могут иметь только производные слова, например: чайник — посуда, в которой готовят чай; подснежник — цветок, который появляется из-под снега. Необходимо научить ребенка вдумываться в значение слова, в природу названия, а следовательно, научить точному словоупотреблению.
Таким образом, словарную работу в процессе анализа текста художественного произведения можно представить в виде графической схемы.
Место словарной работы на уроке |
— до чтения (первичная словарная работа), — во время чтения, — после чтения (вторичная словарная работа). |
Цели словарной работы |
— облегчить понимание текста, — расширить словарь ребенка, — повысить культуру речи. |
Порядок работы над словом |
— прочитать слово про себя, — прочитать слово вслух (в 1-м кл. — хором), — объяснить значение слова (вместе с детьми), — обратить внимание на написание слова (орфографическая зоркость). |
Приемы объяснения слов |
— наглядная демонстрация предмета, — рассматривание предмета на рисунке или картине, — подбор синонимов, — деление слова на части (выделение корня), — определение предмета по отличительным признакам, — описание предмета, — использование фактов из жизни, — объяснение слова в контексте. |
Поскольку в учебнике для уроков чтения представлены художественные произведения (в отрывках или полностью), то встает вопрос о работе над их языком. Язык художественного произведения выполняет не только функцию сообщения какой-то информации, но и эстетическую, является средством воплощения художественного образа. При создании художественного произведения писатель тщательно отбирает слова из синонимического ряда и использует то, которое более всего соответствует его замыслу. Учитель должен обратить внимание учащихся на наиболее выразительные языковые средства, отобранные писателем[39].
Учебно-профессиональные задачи
1.Определить цели словарной работы на предстоящем занятии, ее место на уроке (до чтения, во время чтения, после чтения) и наиболее рациональный порядок работы над незнакомыми и сложными словами.
2.Внимательно изучить содержание рассказов, которые будут предложены детям для работы на занятии. В соответствии с текстами продумать словарную работу на уроке, которая должна включать:
• выявление наиболее сложных слов в тексте и степени понимания их детьми;
• уточнение значений слов;
• обогащение словарного запаса детей;
• объяснение значений новых слов с помощью различных приемов (наглядное представление, демонстрация картинок, деление слова на части, подбор синонимов, выделение отличительных признаков и др.) [39].
«Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще» [14, с. 46].
Изучая богатство словарного запаса младших школьников, мы использовали метод анализа сочинения-описания. (см. Приложение А). Исследование проводилось в 4-м классе Светловской Основной Общеобразовательной Школы Коченевкого района Новосибирской области. В эксперименте участвовало 10 человек. По результатам данного исследования, количество слов в сочинениях четвероклассников колеблется от 40 до 96 слов, средний объем сочинения составил около 50-60 слов, что ниже нормы, установленной в ГОС.
Урок-лабораторная работа по теме «Агрегатные состояния вещества»
Тема: Агрегатные состояния вещества Тип урока: урок-лабораторная работа Цели: Обучающая - проверить знание у учащихся понятий: плавление, кристаллизация, парообразование, температура плавления, отвердевания и кипения; научить учащихся применять знания, полученные при изучении темы “Тепловые явления ...
Организация и проведение методов исследования
В основу работы была положена гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах. Исследование проводилось среди учащихся одиннадцатых классов, обучающихся в общеобразов ...
Организация и методы исследования
Для проверки гипотезы было проведено исследование уровня познавательной готовности к школе на базе дошкольных учреждений № 70, 71 г. Нижнекамска среди детей дошкольного возраста с нарушением зрения, февраль-май 2012 года. Выборка составила 15 человек. Параллельно было проведено исследование уровня ...