—Какие картины вы мысленно увидели при чтении этого стихотворения?
—Какие строки доставили вам удовольствие и радость?
—Понравилось ли вам стихотворение? Что оно напоминает? Почему?
—На следующем этапе работы учащиеся читают стихотворение по строфам, отдельным строкам, рисующим одну картину за другой, и рассказывают, что они представили, т.е. создают словесную картину, нарисованную их воображением на основе слов автора.
В своих ответах дети могут назвать и реалистические приметы. Это неплохо. Надо вести их дальше — от одностороннего рационального восприятия мира к эмоционально-образному. С такой целью проводится обучение приемам выразительного чтения.
Нужно настраивать школьников на выразительное чтение, решение «поэтических загадок», имеющихся в стихах (образное изображение природы).
Примерные вопросы:
—О чем это стихотворение?
—Что происходит в природе?
—Каким поэт видит мир?
—Какие чувства вы бы хотели донести до своих слушателей?
Необходимо иметь в виду, что знания, которые школьники получают на уроке чтения, сопровождаются сопереживаниями, захватывают эмоциональную сферу ребенка. «Воспринимать произведение искусства — это понимать и принимать его, отзываться на него» [37].
Для этого нужно, чтобы ребенок глубоко проник в сущность художественного произведения. И еще одно условие: сам учитель глубоко прочувствовал смысл стихотворения, захвачен им, искренне сопереживает автору один, а затем и вместе с детьми.
После образцового выразительного чтения при увлеченности смыслом стихотворения, красотой поэтических строк уроку обеспечен успех.
«Учитель — посредник между автором и ребенком. Чтобы влюбить детей в произведение, учитель сам должен быть влюблен в него. Увлеченность, чувства высекаются только чувствами. А.Т. Твардовский вспоминал, как на одном из уроков, читая рассказ, учительница плакала, не стесняясь учеников. Это произведение оставило след в душе поэта, чтение учительницы ему запомнилось на всю жизнь» [37].
На уроках мы работали со стихотворениями И.С. Никитина, И.А. Бунина, А.С. Пушкина и отрывками из поэмы «Евгений Онегин». Цель этих занятий: раскрыть учащимся мастерство авторского описания природы и показать то радостное, светлое чувство, которые испытывает поэт, воспринимая эту картину;
Урок 1 – Тема: И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями .»
Цель: продолжить знакомство с лирическими произведениями и работу по анализу лирических произведений
Задачи:
Ø расширить знания детей о поэте, его жизни и творчестве;
Ø работа по обогащению словаря, знакомство с устаревшими словами слов (межа);
Ø продолжать формирование осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом
Ø работа с изобразительно-выразительными средствами произведения
. Оборудование урока:
· на доске - портрет поэта (см. Приложение Б).
Урок 2 - Тема: И.А. Бунин. «Листопад»
Цель: продолжить работу по изучению и анализу лирических произведений
Задачи:
Ø расширить знания детей о поэте, его жизни и творчестве;
Ø работа по обогащению словаря, знакомство или уточнение лексического значения слов (завороженный, замирает);
Ø продолжать формирование осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом
Ø развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний
.Оборудование урока:
· на доске - портрет поэта (см. Приложение В).
Урок 3 - Тема: Отрывки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Цель: продолжить работу по изучению и анализу лирических произведений А. С. Пушкина
Задачи:
Ø работа по обогащение словаря, знакомство с устаревшими словами слов (куртины, брег, лоно);
Ø продолжать работу по формированию осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом
Ø воспитать интерес к художественному слову, к творчеству А.С.Пушкина
Ø развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний (см. Приложение Г).
Примерная модель формирования научного мировоззрения в процессе образования
и воспитания
Понятие "мировоззрение" можно определить следующим образом - это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Как правило, вы ...
Типология и
характеристика дидактических средств
Среди многих типологий дидактических средств простотой отличается классификация, осуществленная Эдвардом Флемингом и Яном Якоби. Они подразделяют дидактические средства на три группы. 1. Природные средства, которые непосредственно представляют саму действительность. 2. Технические средства, которы ...
Как подготовить рабочий план проведения исследований, включающий этапы
исследований, оценку затрат времени и выбор источников информации
Организационно-методический план, фиксирующий основные этапы работы в соответствии с программой исследования, содержащий указание календарных сроков, материальных и людских затрат, необходимых для достижения конечных целей. Составляется после завершения разработки программы исследования и необходим ...