Опыт показывает, что большую часть исторического материала учащиеся воспринимают как интересный. Но на одном и том же уроке часто чередуются сюжетное изложение захватывающего драматического события и менее интересный для учащихся материал. Поэтому при обучении истории особенно важно развивать такие качества произвольного внимания, как его устойчивость, распределение и переключение.
Устойчивостью внимания - это способность удерживать его на том, что связано с выполнением какого-то общего задания, с однородной деятельностью. В этих целях в IV— V классах необходимо достаточно часто разнообразить источники сообщения знаний и приемы учебной работы. Постепенно следует повышать продолжительность однородной деятельности, стремясь к тому, чтобы в старших классах произвольное внимание сохранялось на протяжении лекции, занимающей почти весь урок истории, а дома — на протяжении подготовки всего задания. Во всех классах, особенно в VII—XI, специфика обучений истории требует распределять внимание между двумя-тремя видами деятельности: слушать изложение учителя и воспринимать новый материал из разных источников, делать выводы, записывать. Если учащиеся к этому не готовы, то обучение не дает достаточных результатов. Учить распределению внимания можно примерно так:
1. Два вида деятельности в IV-V классах осуществляются последовательно. Учащиеся выслушивают небольшой рассказ учителя, а затем на его основе получают задание и устно делают вывод.
2. Эти же указанные виды деятельности при замедленном темпе осуществляются одновременно, т.е. устный вывод делается по ходу изложения учителя.
3. Те же виды деятельности выполняются при нормальном темпе изложения, беседы.
4. Два, а потом три, более сложных по содержанию, объему материала, по темпу работы вида деятельности осуществляются либо последовательно, либо одновременно.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: сосредоточенностью, переключаемостью, устойчивостью, распределением и объемом. Очень важна переключаемость
внимания, то есть способность достаточно быстро переходить к видам деятельности, связанным с другим содержанием, заданием.
Восприятие – процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов.
При обучении истории учащиеся знакомятся со странами в различных частях света, разными условиями жизни и уровнями культуры, со множеством разнообразных событий и людей. И все это — в непрерывном движении. Поэтому история относится к предметам, где особенно важна полноценность восприятия происходящего - без этого нельзя усвоить процесса развития общества, особенностей его жизни в разные эпохи.
Конечно, первым условием полноценного восприятия является сообщение учащимся конкретного, образного, яркого, достаточно богатого исторического материала. Вместе с этим необходимо создание нормальных психолого-педагогических условий для его восприятия.
Учащиеся с дефектами зрения и слуха обязательно должны сидеть в первом или втором ряду. Речь, как учителя, так и отвечающих, только тогда будет наиболее подходящей для восприятия всем классом, если не заставляет напрягать слух и не утомляет своей громкостью или монотонностью. Плохо воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые записи на доске, демонстрация учителем наглядных пособий, которые трудно рассмотреть.
Усвоение материала, как правило, успешнее, если способ его сообщения воздействует не на один, а на несколько видов восприятия.
В процессе восприятия исторических событий особенно важно развивать наблюдательность — умение замечать новые черты в общественной жизни, характерные, но иногда малозаметные особенности явлений, предметов, людей. Это позволяет глубже понимать происходящее, видеть перспективы развития. Одним из наиболее важных средств развития наблюдательности являются специальные задания для самостоятельной работы.
Обучение на современном уровне требует знать типы восприятия и наблюдения, которые свойственны учащимся в каждом классе. Наличие синтетического, аналитического, аналитико-синтетического или эмоционального типа восприятия и наблюдения существенно отражается на характере усвоения материала и ярко проявляется в ответах учащихся. Иногда слишком общий ответ ученика, освещающий лишь самые главные черты исторического события, объясняется не плохими знаниями учащегося, а способом его восприятия (синтетическим). Если учащемуся не удается, слушая рассказ учителя о драматических событиях, одновременно самостоятельно анализировать их, то это может объясняться наличием эмоционального типа восприятия: учащемуся трудно сочетать свои переживания с выделением сущности явлений. При аналитическом типе восприятия учащийся схватывает разрозненные факты и затрудняется их обобщить, объяснить.
Вычисление тройного интеграла по любой области
Общий случаи интеграла, распространенного на тело любой формы, может быть легко приведен к только что рассмотренному. Именно, если функция определена в области ,то вместо нее следует лишь ввести, функцию , определенную в объемлющем прямоугольном параллелепипеде , полагая Этим путем и получаются все ...
Тренинг как основа внешкольных занятий по формированию гуманизма у
подростков
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — краткосрочное мероприятие или несколько мероприятий, направленное на получение знаний, приобретение навыков, а также воспитание участников такого мероприятия. Тренинг, направленный только на получение знаний, называется часто семинаром. На ...
Адаптивность – необходимое профессионально значимое качество учителя
Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то ...