Результаты исследования школьной тревожности по методике Филлипса у подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом представлены на рис. 1.
Рис. 1. Средне-групповые значения уровня школьной тревожности подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков без нарушения интеллекта.
Анализ особенностей проявления тревожности по общей выборке в целом, высокого уровня тревожности не выявил, результаты экспериментальной и контрольной группы не превышают среднего уровня. (норма для индекса общей тревожности равна 11±4, норма для индекса переживания социального стресса 6±2, норма для индекса фрустрации потребности достижения успеха равна 6±2, норма для индекса страха самовыражения равна 3±1, норма для индекса страха ситуации проверки знаний равна 3±1, норма для индекса страха не соответствия ожиданиям окружающих равна 3±1, норма для индекса низкой физиологической сопротивляемости стрессу равна 3±1, норма для индекса проблем и страхов в отношениях с учителем равна 5±2).
Но заметны незначительные различия между группами испытуемых по факторам №2, 3 и 5. По фактору переживания социального стресса (t=-1,14; p>0,05), у подростков с легкой степенью умственной отсталости более высокий показатель, достоверных различий не выявлено. Это говорит о том, что эмоциональное состояние подростков, на фоне которого развиваются социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревожности, как следствия социального стресса.
По фактору №3 (см. рис. 1) (t=1,69; p>0,05), у умственно отсталых подростков отмечается более неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.
По фактору №5 – страх ситуации проверки знаний (t=1,37; p>0,05), можно отметить, что у контрольной группы в этом случае показатель выше, чем у сверстников с нарушением интеллекта. Можно предположить, что умственно отсталые подростки, у которых отмечается слабая воля, менее заинтересованы в учебной деятельности, нежели сверстники, для которых учебная деятельность и успех в ней остается в данном возрасте ведущей.
Таблица 1. Показатели школьной тревожности контрольной и экспериментальной групп (по методике Филлипса)
Показатель |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Общая тревожность в школе |
8,3±0,67 |
8,8±1,14 |
Переживание социального стресса |
5,6±0,32 |
4,8±0,66 |
Фрустрация в достижении успеха |
4,1±0,33 |
5,2±0,52 |
Страх самовыражения |
2,4±0,32 |
2,2±0,33 |
Страх ситуации проверки знаний |
2,1±0,34 |
2,8±0,4 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
1,8±0,24 |
2,1±0,34 |
Низкая сопротивляемость стрессу |
1,7±0,15 |
1,4±0,33 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
3,5±0,28 |
3,5±0,35 |
Формы заикания
Заикание является нарушением речевого ритма, нередко связанного с несовершенным ритмом движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях). Иногда судороги ритмично повторяются: пе-пе-пе – петух или п-п-п – петух; А-а-а-аня. Такая форма заикания свойственна маленьким детям. Она называется кло ...
Характеристика взятых для исследования сортов яровой пшеницы
В качестве исходного материала для исследований взяты сорта яровой пшеницы различных экотипов и групп спелости. Тулунская 12 – стандарт. Выведен на Тулунской ГСС методом индивидуального отбора из гибридной популяции Бирюсинка х яровая форма из Безостой 1. Разновидность лютесценс. Автор сорта А.Е. Ю ...
Воспитание сложных детей
Приступая к своей работе в классе, воспитатель должен решить две основные задачи: 1.Ответить на вопрос: «Кого мы хотим воспитать?» и лишь после этого ответить на другой вопрос: 2. «Как надо осуществлять воспитание?» Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо совершенно ясно знать объективные и суб ...