Общая характеристика познавательных возможностей учащихся

Страница 4

Типы восприятия и наблюдения не являются неизменными. Поэтому имеется полная возможность развивать аналитико-синтетический тип восприятия личности, как наиболее благоприятный для деятельности.

Воображение – это познавательный процесс, в результате которого у человека возникают образы, вызванные происходящими в самом человеке процессами мотивации, мышления, памяти.

Воображение обогащает деятельность других психологических процессов, неразрывно связано с мышлением и памятью, важно само по себе, и ему в обучении истории следует уделять достаточное внимание. История знакомит с событиями прошлого, и необходимая полнота их восприятия достигается с помощью деятельности воображения учащихся. Иногда оно значительно изменяет представления — модернизирует их. Модернизацию нужно предупреждать и исправлять. Чувства, вызванные воображением, мечтой (когда человек представляет свершившимся то, к чему он стремится), часто выступают как сильнейший мотив деятельности. Особенно важно творческое воображение. Оно присутствует при проявлении инициативы и оригинальной деятельности в повседневной жизни людей.

Крайне важными, особенно в VIII— XI классах, являются задания для самостоятельной работы, требующие мыслительного творчества и опережающего воображения [10].

Память – это познавательный процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, припоминание, узнавание и забывание информации [11]. Это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также запас хранящихся в сознании впечатлений.

Развитие памяти – обязательное условие глубокого усвоения исторических знаний. Сотни имен, названий, фактов и событий, дат, показателей – вот далеко не полный перечень, который должны запомнить учащиеся, изучая историю, но справляются с этой задачей очень редко. И причина тому – неразвитая память [12].

При обучении необходимо различать память произвольную (когда учащийся сознательно ставит своей целью запомнить) и непроизвольную (когда материал запоминается и без наличия такой цели). На большую силу и значение последней обращают внимание исследования психологов. Данные обучения истории, опыт самостоятельной работы учащихся это подтверждают.

Необходимо конкретно учитывать состояние памяти и опираться на все ее виды: словесно-логическую, образную (в том числе слуховую и зрительную, наиболее распространенную), двигательную, эмоциональную. Необходимо формировать такие ее качества, как полнота, точность, прочность и готовность, т. е. способности быстро подать материал, когда в этом возникает потребность.

Для эффективности запоминания важен способ подготовки домашнего задания. Обычно учащиеся последовательно заучивают отдельные фразы, абзацы учебника. Следует упорно добиваться сначала ознакомления со всем параграфом, что позволяет уяснить сюжет, главные мысли, способ доказательства. После этого надо переходить ко вторичной работе над частями параграфа, уделяя большее внимание сложным, несколько раз возвращаясь к именам, датам, названиям.

Вторая ошибка состоит в многократном чтении материала и после этого однократном его рассказывании. Продуктивнее обратное соотношение. Следует прочитать текст один раз и после этого постараться изложить его. Если это окажется трудным, то напрячь память, постараться вспомнить содержание. И лишь в случае, если это не удается, просмотреть места учебника, вызвавшие затруднение. А затем снова (раз или два) изложить текст.

Запоминанию чрезвычайно помогает самостоятельная мыслительная деятельность учащихся. Надежным приемом, повышающим прочность знаний, является составление плана, схем, таблиц, но не слишком сложных. При этом очень важно количество связей данного факта, понятия с другими фактами, понятиями: чем больше этих связей, чем осознаннее они, тем новое прочнее присоединяется к уже известному.

При самом высоком качестве усвоения нового необходимы продуманные меры, помогающие сохранять знания. Решающим является систематическое повторение важнейшего, в том числе по инициативе каждого учащегося. Повторять следует так, чтобы предупреждать забывание существенного материала. Припоминание знаний зависит от степени их сохранности. Для его успешности важно решительное требование припомнить самостоятельно, без обращения к тексту и подсказки [13].

Учащиеся должны знать и хорошо понимать, что в памяти остается то, что подвергается неоднократному повторению. Целесообразнее всего первое повторение материала, например, прослушанной лекции, осуществить в тот же день. Второе повторение и закрепление знаний по этой же теме – накануне очередного занятия по предмету. Профессор Берлинского университета И. Хофман отмечал: «…Для педагога очень важно знать, как лучше структурировать учебный материал и в какой последовательности предлагать его учащимся, чтобы обеспечить высокое качество усвоения при минимальных затратах времени» [14].

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Развитие представлений о дидактике как науке
Несмотря на большой авторитет, которым пользовался Я. А. Коменский, его представление о дидактике как единственной педагоги­ческой дисциплине, занимающейся формированием человека в пери­од детства и юношества, не получило широкого признания. То же самое относится и к его трактовке дидактики как «ис ...

Организация исследования, характеристики исходных данных
Выборку составили ученики 3-х классов средней общеобразовательной школы №85 с углубленным изучением отдельных предметов г.Казани. 3б – традиционный класс, в составе 33 детей, 27 из которых участвовали в тестировании. 3в – вальдорофский класс, в составе 16 детей, в тестировании участвовал весь класс ...

Направления коррекционно-профилактической работы
Проведение констатирующего эксперимента позволило выявить детей, предрасположенных к нарушениям процесса чтения, а также выявить своеобразие их речевого развития и ряда функций неречевого характера. С учетом полученных данных были определены направления коррекционно-профилактической работы. Необход ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru