С конца XIX века мир предметов вытесняется миром процессов. Стремительно совершенствуются технологии во всех областях науки и техники, количество информации удваивается каждые 15 лет.
Такой лавинообразный процесс накопления информации и необходимость соответствующей реакции предъявляет высокие требования к человеку. Усилия, которые он вынужден приложить при этом, предполагают изменение его личностных характеристик.
Поэтому сегодня так актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно ставить и реализовывать цели, делать правильный выбор, анализировать возникающие проблемы и осознанно оценивать свою деятельность. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач.
Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия всех возможностей личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Ориентация педагогики и методики преподавания истории и обществознания на формирование у школьников качеств творческой личности ставит перед необходимостью включения всех участников образовательного процесса в активную познавательную деятельность, которая выступает универсальным механизмом развития личности ребенка. С.Л. Рубинштейн писал, что благодаря познавательным возможностям учащиеся могут анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить им оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений [1].
Сущность развития личности ребенка состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен. Там, где благодаря познавательным возможностям ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в данном случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете. Но здесь возникает проблема соотношения формальной и материальной сторон обучения. Возрастает объем информации, необходимый для усвоения учащихся. Жесткие требования учебных программ и ограниченность учебного времени приводят к тому, что основной акцент делается на усвоении знаний, а перегрузка содержанием ведет к снижению активности познавательных возможностей учащихся.
Один из возможных путей разрешения этой проблемы мы связываем с организацией занятий, направленных на развитие и совершенствование познавательных возможностей учащихся на уроках истории и обществознания. Кроме того, организация работы по развитию познавательных возможностей учащихся на уроках истории и обществознания способствует разрешению противоречия между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Это возможно за счет увеличения потребности учащихся в творческом самовыражении, в самореализации, через наполнение ее социально-значимым содержанием и новыми способами деятельности, за счет развития познавательных возможностей учащихся, которые составляют основу их саморазвития.
Все отмеченные факты свидетельствуют о том, что проблема формирования познавательной активности относится к числу ключевых проблем педагогики и методики преподавания истории и обществознания. Как писал И.Ф. Харламов, «здесь, как в фокусе, тесно переплетаются те социальные, психологические и педагогические требования, которые предъявляются к формированию личности» [2].
Объектом исследования
является образовательный процесс в школе.
Предметом исследования
являются познавательные возможности учащихся на уроках истории и обществознания.
Историографический обзор.
Анализ педагогической литературы 1960-1980-х гг. позволяет выделить магистральные направления исследований, относящихся к рассматриваемой проблеме.
1. Работы, развивающие различные аспекты теории учебно-познавательной деятельности в педагогической психологии, в которых содержались принципиально важные положения:
- об учебном процессе как взаимосвязанной деятельности учителя и ученика;
- о мотивации учения и развития познавательных интересов школьников (А.К. Маркова, Л.И. Божович, Г.И. Щукина) [3].
Изучением особенностей познавательных возможностей учащихся занимались А.Д. Алферов, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин [4]. Личностные аспекты познавательной активности рассматривались в работах А.С. Белкина [5].
П.И. Пидкасистый специально указал на различие принятого в дидактике термина «самостоятельная работа» и понятие «самостоятельная деятельность». В первом случае главная роль отводилась дидактическим и организационным методам со стороны педагога, во втором – этапам и операциям познавательной деятельности самого школьника [6].
Дидактический аспект проблемы формирования познавательной активности рассмотрен в работах Н.В. Бордовской, О.С. Гребенюка, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова [7].
Проблема активности учащихся рассматривается в философских работах В.З. Когана, Л.П. Станкевича; в психологических исследованиях Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева и других [8].
Глубокий анализ содержания познавательной деятельности школьников при изучении истории осуществила Н.И. Запорожец в цикле работ, посвященных развитию мышления и речи, формированию мыслительных умений учащихся [9].
Проблема развития познавательных способностей учащихся нашла отражение в исследованиях: философов Г.С. Батищева, А.Г. Спиркина; психологов Д.Б. Богоявленской, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской [10].
В конце XX – начале XXI века вопросы развития познавательных возможностей школьников при изучении истории рассматривались преимущественно в диссертациях, посвященных некоторым актуальным аспектам обучения. Значительное число диссертаций касалось работы учащихся с историческими источниками.
Цель работы:
изучить развитие познавательных возможностей учащихся на уроках истории и обществознания.
Задачи работы:
- рассмотреть общую характеристику познавательных возможностей учащихся;
- исследовать развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников;
- проанализировать познавательную деятельность учащихся при изучении гражданского права в XI классе.
Научная новизна
работы состоит в том, что в ней проведено комплексное исследование познавательных возможностей учащихся в школе, а также системное исследование сущности и условий развития творческой активности учащихся.
Методологическую основу
исследования составила совокупность аналитических подходов, а также принципы системности, научного анализа и синтеза. В работе использованы две группы методов: общенаучные (исторический, логический); специально-исторические (ретроспективный, сравнительный).
Практическая значимость
исследования состоит в возможности использования материала и основных выводов курсовой работы в педагогической практике при изучении познавательной активности учащихся на уроках, при разработке педагогических технологий, ориентированных на саморазвитие личности ученика, подготовке учебных и методических пособий для школьников и студентов.
Аспекты изучения английского языка
Основываясь на данных прагмалингвистики и взяв во внимание изменившийся статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, все психологические особенности обучения иностранному языку старшеклассников группируются вокруг необходимости усиления прагматических аспек ...
Профессиональное просвещение
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим каче ...
Требования к наглядному материалу для дидактических игр
Наглядным материалом к дидактическим играм являются игрушки и картинки. К игрушкам предъявляются такие требования: игрушка должна соответствовать действительности своей цветовой гаммой, т.е. заяц должен быть белый или серый, а не красный; все детали игрушки должны быть подобны натуральным животным, ...