Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников

Новое образование » Развитие познавательных навыков одиннадцатиклассников на уроках истории и обществознания » Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников

Страница 1

познавательный учащийся исторический гражданский право

В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Источники значительно расширяют круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников.

Каждый ученик сможет проявить личную инициативу, личный познавательный интерес. При исследовании исторических источников школьники имеют возможность реализовать свои умения и навыки, доказывать свою точку зрения на развитие исторических явлений. Ученик должен самостоятельно проделывать постоянные акты мышления, использовать все имеющиеся у него познавательные возможности. Выработка метода исторического исследования позволяет учащимся быть независимыми от различных пристрастий учителя или авторов учебников, способствует выработке у ребят своего личного мнения и отношения к историческим фактам. Поэтому изучение и применение метода исследования исторических источников для развития познавательных способностей учеников необходимо считать важным и актуальным делом.

Через развитие у учащихся умений и навыков познавательной активности происходит не только формирование исторического мышления. Исследовательская работа школьников на уроках способствует пониманию и интерпретации ими различных исторических явлений [1].

На уроках истории приемы дидактического характера связаны с особенностями исторического познания. Необходимо обратить внимание на такую особенность исторического знания, как множественность отражения исторических событий и явлений в источниках различного рода: свидетельствах, мнениях современников и историков. Это свойство исторической информации представляет интерес не только для исследователя, оно создает базу для активной учебно-познавательной деятельности школьников, предполагает сопоставление свидетельств, поиск совпадений и противоречий.

Использовать этот потенциал исторического знания помогает прием «блокового представления материала» - комплексов источников: текстов, изображений, материальных предметов, отражающих разные стороны изучаемого явления и позволяющих избежать схематичного подхода к нему.

Работа с историческими источниками способствует углублению и конкретизации знаний школьников, активизации процессов их мышления и воображения в силу необходимости реконструировать минувшее. Возможность непосредственно познакомиться с присущими историческим памятникам языком, символикой, знаменательными событиями прошлого имеет большое значение для пробуждения и развития интереса учащихся к истории [2].

Дополнение рассказа учителя ярким историческим документом повышает интерес учащихся, конкретизирует, обогащает их представления о событиях прошлого [3].

Изучение исторических источников начинается с пятого класса и постепенно усложняется по мере развития познавательных и возрастных возможностей учащихся. Познавательная деятельность школьников разворачивается от изучения под руководством учителя одного исторического источника к самостоятельному рассмотрению, анализу содержания нескольких источников. Постепенно исторические материалы становятся для учащихся в прямом смысле источником знаний об отдельных событиях, процессах, исторических деятелях [4].

В еще большей степени активизируется познавательная деятельность школьников, когда учитель организует на уроке изучение разных видов исторических источников, привлекая класс к разбору их содержания путем постановки вопросов в ходе беседы или предлагая учащимся задания для самостоятельной работы.

Работа с историческими источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской работы.

Познавательная деятельность при изучении исторических источников предполагает наличие у учащихся определенной совокупности фактических и теоретических знаний, которые позволяют выявлять сущность новых фактов, явлений и оценивать их [5].

Организуя изучение исторических источников, учитель опирается, прежде всего, на материалы учебников. Как показывает анализ современных учебников, в пособиях для основной школы возрастает число документальных текстов и изобразительных материалов. В них включается большое количество цветных иллюстраций: репродукции картин, рисунков, портретов исторических деятелей; факсимиле документов, реконструкций; фотографии памятников архитектуры и быта. В учебниках приводятся также исторические карты, картосхемы, условно-графические иллюстрации. Многие иллюстрации сопровождаются вопросами и заданиями. Таким образом, изобразительные материалы не просто сопровождают авторский текст, но дополняют и обогащают его, выступают как источники знаний, создают эмоциональное отношение к истории.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Задачи и содержание словарной работы в детском саду
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы. [1, с.100] Сегодня принято выделять четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение де ...

Психологические особенности старшеклассников и развитие их математических способностей
Учебная деятельность старшеклассников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности более младших школьников. Во-первых, углубляется содержание обучения и вводятся новые учебные разделы. Во-вторых, что является главным отличием, учебная деятельность старшекласснико ...

Социально-педагогические основы профессионального самоопределения учащихся
Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. Многообразие различных концептуальных подходов (педагогов, психологов, социологов, методологов) в рассмотрении проблемы профессионального самоопределения вызвано не только ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru